Мустафа Найем и его знаменитый пост в фейсбуке, открывший в истории Украины эпоху второй гражданской войны
Не все знают действующих лиц этой очень показательной истории, поэтому — по порядку.
1. Михаил Саакашвили. Ну, этот в представлениях не нуждается. Бывший
2. Мустафа Найем, бывший лидер журналистского движения «Стоп цензуре!». С поста этого украинского журналиста, собственно говоря, началась эпоха второй гражданской войны в истории Украины. Он написал в своём фейсбуке милый, домашний, почти трогательный пост: "Встречаемся в 22.30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей." Пост перепостили тысячи раз, и всё заверте... Собственно говоря, тысячи трупов нынешней войны на Украине и все прочие бедствия, постигшие её за последние полтора года, формально проистекли из этого коротенького поста в фейсбучике. После победы майдана Найем стал депутатом Верховной Рады.
3. И вот на днях эту сладкую парочку — Найема и Саакашвили — застал в одном ресторане журналист телеканала "1+1" Александр Дубинский. Более того, этот излишне глазастый писака углядел, что они пьют вино, "стоимость бутылки которого превышает в несколько раз размер средней пенсии на Украине". Ему бы благоразумно промолчать в тряпочку... Но он не промолчал, и написал о виденном в блоге "Украинской правды" (УП).
4. Немедленный результат — блог гнусного клеветника и облыжного оглагольника закрыли. Дубинский написал: «За вопрос, откуда у честного депутата Найема, жалующегося на маленькую зарплату, деньги пить вино по 3000 гривен за бутылку — Алёна Притула закрыла мне блог на УП…». (Притула, кстати, тоже участвовала в движении "Стоп цензуре!" и стояла с таким плакатом в период борьбы со злочинной владой Януковича).
5. Известный украинский левый активист Андрей Манчук комментирует это так: "Те, кто знает, кто такие Алёна и Мустафа, вряд ли удивились. Эти многолетние выгодоприобретатели грантового движения "без цензуры", дай им волю, сразу бы превзошли в деле защиты свободы слова Михаила Андреевича Суслова — с той разницей, что тот был в сравнении с ними сущим бессребреником и толерантным демократом... Это страна истинного достоинства, обманутых нищих и богатых циников, детка."
Что к этому можно добавить? В своё время Лев Давидович Троцкий написал: "Чтобы обеспечить миллионам больших и малых чиновников бифштекс, бутылку вина и другие блага жизни, понадобился тоталитарный режим". Конечно, сейчас эта фраза почти никому не понравится. Либерал нравоучительно заметит, что Троцкий сам был отцом-основателем аццко-большевицкого "тоталитарного режима", и ему от этого никак не отвертеться. Сталинист скажет, что режим был никакой не чиновничий и не "тоталитарный", а самый что ни на есть революционный, что же до всяких там отмен партмаксимума — то это так, мелкие недостатки в пробирной палатке. Даже "тру-левый" поморщится и добавит, что Лев Давидыч, конечно, мог в своё время использовать слова "тоталитарный режим", но нынче они уж очень затасканы и испомоены либералами, которые любят подвёрстывать под них и красных, и фашистов, и революционеров, и реакционеров, так что лучше бы этих слов не поминать всуе.
Однако суть-то цитаты вовсе не в этом. Суть её в том, что такое простое, такое понятное и простительное желание человека скушать бифштекс и запить его хорошим вином, когда оно овладевает сотнями тысяч или миллионами, становится силой почти геологической, меняющей до неузнаваемости весь исторический ландшафт.
Это фото из советской "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939)
Если вдуматься — ведь вожделения чиновников 30-х годов, о которых писал Лев Давидович, были довольно скромными. Сущими бессребрениками, если посмотреть с современной точки зрения, были эти чиновники. Да что там говорить, если даже в более поздние, брежневские времена "застоя-застолья" формула "сладкой жизни" для чиновников звучала как: "есть чёрную икру и ездить на чёрной "Волге" к Чёрному морю". К Чёрному морю!.. На какой-то паршивой отечественной "Волге"!.. Да сейчас такая "чёрная жизнь" заслужит у нынешней элиты оценку где-то между отметками "голь перекатная" и "нищета беспробудная". Однако потребности высших слоёв советского общества — чиновничества, интеллигенции, дельцов-"теневиков"... — непрерывно росли. Помните сетования "работника советской торговли" Семицветова из рязановского "Берегись автомобиля!" (1966): "Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?.." И вот к середине 80-х годов назрели предпосылки для очередного геологического переворота, о котором тосковал Семицветов и такие, как он. Теперь они cмогли, наконец, "жить свободно, открыто". Перефразируя Троцкого, можно сказать: "чтобы обеспечить миллионам больших и малых чиновников и их потомству навороченную тачку, виллу на Канарах, дорогие картины на стенах и другие блага жизни, понадобилось отказаться от красной идеологии, разрушить Советский Союз, обнулить сбережения населения, устроить перевороты и затеять войны по всему постсоветскому пространству" и т.д.
Но и этим дело, увы, не кончилось. Обеспечив себя и потомство, наследники Семицветовых пожелали ещё одной малости: стать полноправными гражданами Запада и чувствовать себя там, как дома. Вернее, именно там и чувствовать себя дома. А здесь, в бывшем СССР, быть именно гражданами Запада, назначенными им на управление разными частями бывшего Союза.
Но за это тоже потребовалось платить. Чем платить — мы хорошо видим на примере Украины: "ленинопадом" — уничтожением всех революционных и советских символов, полным запретом красной идеологии, отказом от "пережитков совка", вроде бесплатной медицины и образования, от низких или хотя бы терпимых коммунальных тарифов, развалом страны, началом гражданской войны и репрессиями против коммуняк и ватников... (Кстати, вы думаете, что российская буржуазия не заплатит ту же цену за тот же товар при первом удобном случае? Заплатит, и с превеликим удовольствием).
И вот теперь, когда всё путём, и можно с чувством исполненного долга распить бутылочку хорошего вина, являются какие-то идиоты из невозвратного, к счастью, прошлого и задают абсолютно дурацкие вопросы: "откуда у честного депутата Найема, жалующегося на маленькую зарплату, деньги пить вино по 3000 гривен за бутылку?". Дуралей, так ведь за это и боролись на майдане, а ты думал, за что? Именно за это пала святая "небесная сотня", именно за это священное право пушечное мясо со всех концов Украины исправно марширует в устроенную для него мясорубку на Донбассе, именно за это СБУ пачками сажает "бытовых сепаратистов". Именно за это орлы Коломойского и прочие правосеки закапывают "пропавших без вести" ватников в ближайшей лесополосе. За то, чтобы депутат Найем и губернатор Одессы могли преспокойно пить вино, ни секунды не задумываясь о том, сколько средних пенсий рядового украинца помещается в каждой его бутылке или рюмке...
Правда, гг. Найем и Саакашвили забывают про одну малость. Что у людей, которых они ради своего приятного времяпрепровождения бестрепетно, сотнями и тысячами шлют на убой, калечат на фронте, обирают до нитки в тылу, взвинчивая до небес тарифы и обрушивая гривну, тоже есть простые человеческие желания. И эти желания, когда они охватывают миллионы людей, становятся такой же непреодолимой геологической силой, творящей новую реальность. Так уже бывало в истории, и не раз.
И об этом, между прочим, писал Л. Д. Троцкий: "Вы, дурачки, хвастунишки и тупицы, думаете, что история делается в салонах, где выскочки-демократы амикошонствуют с титулованными либералами, где вчерашние замухрышки из провинциальных адвокатов учатся наскоро прикладываться к сиятельнейшим ручкам? Дурачки! Хвастунишки! Тупицы! История делается в окопах, где охваченный кошмаром военного похмелья солдат всаживает штык в живот офицеру и затем на буфере бежит в родную деревню, чтобы там поднести красного петуха к помещичьей кровле. Вам не по душе это варварство? Не прогневайтесь, — отвечает вам история: чем богата, тем и рада. Это только выводы из всего, что предшествовало. Вы воображаете всерьёз, что история делается в ваших контактных комиссиях? Вздор, лепет, фантасмагория, кретинизм".
Так что не обижайтесь и не удивляйтесь, господа найемы и саакашвили, если в один прекрасный день "охваченные кошмаром военного похмелья солдаты" зайдут в ваши рестораны или салоны, где вы так мило проводите время, и всадят вам штык в животы, наполненные прекрасным коллекционным вином, аж по самую рукоятку. "Вам не по душе это варварство? Не прогневайтесь, — ответит вам история: чем богата, тем и рада. Это только выводы из всего, что предшествовало".
Journal information