Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Продолжая тему Стругацких. С точки зрения либерала

Предупреждение. Всем, плохо переносящим либеральную пропаганду, нижеследующий пост читать не рекомендуется.

Получил отклик, довольно ругательный :) на свою недавнюю рецензию к 40-летию повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света". Правда, автор отклика именно этой повести не читал, и даже не имеет сейчас возможности прочитать (он сидит за решёткой, а в тюремной библиотеке этой книжки нет), но является горячим поклонником Стругацких и поэтому всё равно кинулся на защиту любимых авторов от моей несправедливой критики, что, пожалуй, даже трогательно. :) Разумеется, это горячо "любимый" всеми левыми либерал Борис Стомахин (и он, надо заметить, отвечает им такой же "взаимностью").
Кстати, буквально два дня назад, 23 июля, Верховный суд России утвердил его (уже третий по счёту) приговор за публицистику, по которому он получил 7 лет заключения. На этот раз его судили за тексты, опубликованные в интернете уже после его ареста. За решёткой он сидит с 2006 года, с небольшим перерывом, чуть более года, на медведевскую "оттепель" и болотную "недореволюцию".
Вот что он написал (письмо пришло официально, через тюремную цензуру)
:

"За миллиард лет до конца света" — чуть ли не единственное крупное произведение Стругацких, которое я так и не прочёл, — как-то не попалось оно мне в руки до сих пор. Так что оценить верность Ваших выводов и оценок в статье про эту книгу не могу, увы, но — знаю, что Вы склонны искажать факты и смыслы, а также грубо переносить акценты с главного на десятистепенное. :)) Вот и здесь — я абсолютно уверен (хоть и не читал, увы), что ни внешний вид Вечеровского, ни "мировой уровень" его бытовой техники, ни упоминания королевских особ — это не главное в книге, не то, ради чего она написана. Так же, как тема о том, "чем государство богатеет" и об Адаме Смите — не главная в "Евгении Онегине", хотя там и упоминается. И что, скажите на милость, ЧТО плохого в том, что интеллигенты больше не "презирают мещанство", а хотят и в самом простом — бытовом — смысле — жить нормально, быть обеспеченными мало-мальски нормальной одеждой, бытовой техникой, жить хоть в каком-то комфорте, а не в сарае/казарме/бараке, и т.д.? Вы их так за это бичуете, как будто это — что-то плохое. Наоборот, пошлостью, мерзостью и глупостью, на мой взгляд, было в предшествующий этому период всяческое бичевание "мещанства" (т. е. элементарного бытового комфорта) и презрение к нему. И не только у Стругацких в 60-е, но ещё и у Маяковского в 20-е — "коммунизм канарейками будет побит" и пр. И хотя для меня "Понедельник..." — вещь культовая, я на ней вырос, но надо признать, что тема об обрастании ушей шерстью день ото дня, как и эпизод, где разъясняется смысл названия книги ("танцую я с ней — и чувствую, что обрастаю шерстью", новый год в институте) — это не самые сильные места "Понедельника". Для подцензурной книги эпохи "строительства коммунизма" — ну ладно, годится, чёрт с ним, но сейчас, конечно, в этом чувствуется некоторая фальшь и дань цензуре и комм. пропаганде.
Попробуйте сами, чёрт возьми, пожить в сарае/бараке, на пепелище прежней, налаженной жизни, без самого необходимого в повседневном быту, без еды и пр. — тогда сможете лучше оценить "мещанство" в виде элементарного бытового комфорта. Мне отчасти по лагерям и тюрьмам знакома такая жизнь, и то — благодаря поддержке с воли до крайностей я всё же не доходил. Но и того принципиального антикомфорта, который в таких местах насаждается и культивируется, мне хватило. (Если даже имеешь еду и необходимые вещи — их все надо навсегда убрать в каптёрку и пользоваться ими фактически нельзя, т. к. нельзя их из каптёрки взять обратно, — т. е. их как бы и нет). Ваше отношение к интеллигенции у Стругацких — это... Вот пришло на память вдруг: Вы помните, с каким глубочайшим отвращением, всю душу в это чувство вкладывая, описывает Бунин в "Окаянных днях", какие мерзкие рожи были у революционных солдат, марширующих по улицам? Для Вас ведь в русской революции 1917 г. главное, самое важное — вовсе не это, не эстетическое впечатление от солдатских харь, а её значение в целом, верно? Вот так же и с Вашими вопросами, откуда, мол, у интеллигентов берутся вещи "мирового уровня или выше" и с Вашим обличением их в "мещанстве". Совсем не в этом смысл книг Стругацких, и ничего плохого в том, чтобы жить устроенно, в хотя бы относительном комфорте, нет и быть не может. В "Понедельнике" ведь, между прочим, нигде не сказано, чтобы Фёдор Симеонович Киврин, Жиан Жиакомо, Кристобаль Хунта и пр. ходили бы в рванине и являлись принципиальными противниками такого "мещанства", как бытовой комфорт, нормальная одежда и т.п. И если уж некоторые вполне официозные писатели ставили коммунистам в заслугу, что в 60-е и в деревне, в колхозах, на смену ужасам нищеты типа "Матрёнина двора" приходит хоть какой-то комфорт и материальный достаток, — так неужели интеллигенция 70-х на него права не заслужила?!
Я, кстати, и тут, не найдя многого, чего хотелось бы найти в тюремной библиотеке, взялся перечитывать то из Стругацких, что было. Попалось вот "Трудно быть богом", читанное уже не раз. Размышление Руматы в начале книги помните?.. "Оказывается, что колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой. Святой Мика, мы же были настоящими гуманистами там, на Земле, гуманизм был скелетом нашей натуры, в преклонении перед Человеком, в нашей любви к Человеку мы докатывались до антропоцентризма, а здесь вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любим не Человека, а только коммунара, землянина, равного нам: "Да полно, люди ли это? Неужели они способны стать людьми хотя бы со временем?".
Вот так-то. Вот он — центральный пункт моих разногласий со всеми вами — и с народолюбцами-коммунистами типа Вас, и с абстрактными гуманистами-правозащитниками... Хорошо быть гуманистом, человеколюбцем, страстно и пламенно любить народ — издали, не видя его, не соприкасаясь с ним или лишь ограниченно, в рамках своей правозащитной работы, соприкасаясь. Когда у тебя есть своя квартира, где ты дома, есть свой какой-никакой комфорт, еда-питьё, кровать и пр. — и ты ни от кого в пользовании всем этим не зависишь, — почему ж бы и не любить народ?.. Но когда ты сам оказываешься не просто среди этого народа, а В ЕГО ВЛАСТИ, в одном с ним бараке, под одной крышей, и уйти тебе некуда, и угла даже своего у тебя нет... прощай, гуманизм!!
Прощайте, человеколюбие, правозащитные идеалы, преклонение перед народом и т.д. Надо только пропустить это через себя, прочувствовать — и всё, нет возврата уже к прежним иллюзиям, а ведь тоже они у меня были когда-то, в юности...
Теперь ЛЮДИ для меня — это только свои, — не "коммунары" или "земляне", но хотя бы политактивисты, носители хоть каких-то идей в голове, хотя бы просто высшего образования и достаточно высокого уровня IQ!.. Кто на аргумент отвечает аргументами, а не злобным матом и попытками немедленной физической расправы, — понимаете разницу??? [...]
12.7.15, СИЗО-5, Москва."
Tags: Искусство, Стомахин Борис, братья Стругацкие, советская печать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments