Встретился замечательный комментарий украинского сторонника Юлии Тимошенко:
"Мне при Януковиче тоже хватало с головой на всё. Пенсия была 520 долларов, да у жены зарплата почти 300 долларов. Плюс свое жилье что в Крыму, что здесь, на Украине. А кг мяса, мякоти стоил тогда 5 долларов. Или 40 гривен. Живи и радуйся. )) И кому это всё мешало? ))"
Это почти по известному рассказу Аркадия Аверченко "Осколки разбитого вдребезги" (уж не знаю, сознательно его цитирует автор коммента или невольно). В рассказе "бывшие люди" на Приморском бульваре ещё белогвардейского Севастополя с тоской вспоминают "Россию, которую они потеряли":
"Из ресторана ветерок доносит дразнящий запах жареного мяса.
— Вчера с меня за отбивную котлету спросили 8 тысяч...
— А помните "Медведя"?
— Да. У стойки. Правда, рюмка лимонной водки стоила полтинник, но за этот же полтинник приветливые буфетчики буквально навязывали вам закуску: свежую икру, заливную утку, соус кумберленд, салат оливье, сыр из дичи.
— А могли закусить и горяченьким: котлетками из рябчика, сосисочками в томате, грибочками в сметане... Да!!! Слушайте — а расстегаи?!
— Ах, Судаков, Судаков!..
— Мне больше всего нравилось, что любой капитал давал тебе возможность войти в соответствующее место: есть у тебя 50 рублей — пойди к Кюба, выпей рюмочку мартеля, проглоти десяток устриц, запей бутылочкой шабли, заешь котлеткой даньон, запей бутылочкой поммери, заешь гурьевской кашей, запей кофе с джинжером... Имеешь 10 целковых — иди в "Вену" или в "Малый Ярославец". Обед из пяти блюд с цыплёнком в меню — целковый, лучшее шампанское 8 целковых, водка с закуской 2 целковых... А есть у тебя всего полтинник — иди к Фёдорову или к Соловьёву: на полтинник и закусишь, и водки выпьешь, и пивцом зальёшь...
— Эх, Фёдоров, Фёдоров!.. Кому это мешало?.. [...]
И снова склонённые головы, и снова щемящий душу рефрен:
— Чем им мешало всё это... [...]
— За что они Россию так?.."
Этот рассказ замечателен, между прочим, тем, что его откомментировал председатель Совнаркома В. И. Ульянов-Ленин:
"До настоящего пафоса, однако, автор поднимается лишь тогда, когда говорит о еде. Как ели богатые люди в старой России, как закусывали в Петрограде — нет, не в Петрограде, а в Петербурге — за 14 с полтиной и за 50 рублей и т. д. Автор описывает это прямо со сладострастием: вот это он знает, вот это он пережил и перечувствовал, вот тут уже он ошибки не допустит. Знание дела и искренность — из ряда вон выходящие. [...] Оба старичка вспоминают старое, петербургские закаты, улицы, театры, конечно, еду в "Медведе", в "Вене" и в "Малом Ярославце" и т. д. И воспоминания перерываются восклицаниями: "Что мы им сделали? Кому мы мешали?"... "Чем им мешало все это?"... "За что они Россию так?"... Аркадию Аверченко не понять, за что. Рабочие и крестьяне понимают, видимо, без труда и не нуждаются в пояснениях."
Однако есть коренное различие между ситуацией 1920 года, описанной Аверченко и откомментированной Лениным, и ситуацией Украины 2015 года. Различие это, между прочим, невольно отметил тот же автор коммента, который был процитирован вначале: "У нас рядом со мной есть поместье. Там в семнадцатом году прошлого века крестьяне вывели помещика и его челядь в сад. Да и закололи вилами всех, включая прислугу. То есть полностью отказались. А потом раз переплакали за ними и зажили дальше. Ещё лучше чем прежде. ))".
Вот именно. В том-то и заключается разница между революцией 1917 года и майданом 2014 года, что в первом случае народ, не без жертв и не без суровости, конечно, но благополучно отделался от правившего им паразитического класса, и зажил "ещё лучше, чем прежде". А паразитам, если они уцелели, осталось только плакаться о навеки потерянной ими чудной кухне у Кюба. Во втором случае, наоборот, одна часть паразитического класса, более прожорливая, вытеснила от власти другую, чуть менее прожорливую. Простым людям — выражаясь по-научному, пищевой базе этих паразитов — жить после этого стало, естественно, заметно хуже, причём без малейших перспектив на улучшение, в отличие от 1917 года...
Вот, собственно говоря, и всё. Хотя разве это и так не очевидно? Однако если простые граждане Украины, видящие ухудшение своей жизни после победы майдана, по-прежнему уповают на смену одних паразитов другими (порошенок тимошенками), значит, ухудшение, как это ни жестоко звучит, их ещё не протрезвило. И будет ещё хуже...
Journal information