
Современная карикатура на тему Бульдозерной выставки 1974 года. Автор — Сергей Лемехов
Между прочим, недавно мне встретился свежий (по крайней мере, не встречавшийся ранее) анекдот на тему бульдозерной выставки-1974:
"Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...
Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет: «Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчувственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
Но вернёмся к обсуждению вопроса по существу: верно или неверно сравнение советских бульдозеров и бульдозеров современных клерикалов?

Бульдозер ИГИЛ крушит ассирийские древности
Думаю, что неверно. Дело даже не в том, что после той истории 1974 года власти постарались извиниться перед неформальными художниками, и вскоре разрешили им провести легальную выставку (об этом хэппи-энде бульдозерной истории мало кто знает).
Дело в том, что советские бульдозеры, сносившие в 20-е и 30-е годы церкви и храмы (и краем задевшие участников той выставки-1974), всё-таки расширяли пространство человеческой свободы, а бульдозеры клерикалов, в механической ли форме, как у ИГИЛ, или в облике людей, вроде Энтео, это пространство сужают.
Ну, вот, к примеру такая характерная как бы "мелочь" (о которой я уже писал): в печати советских (и первых постсоветских) лет, с 1918-го и где-то до 1995 года, постоянно встречались весёлые (в духе Жака Эффеля) карикатуры на ангелов, святых и — не в последнюю очередь — на самого Господа Бога. Теперь подобное бесшабашное вольнодумство может позволить себе разве что какой-нибудь отчаянный маргинальный листок. Как будто какая-то машина времени перенесла нас назад, в начало 1917 года, и заработало старое царское уложение о наказаниях — которое карало тюрьмой за подобное "богохульство и кощунство". Кто же нас лишил этой привычной, безобидной и казавшейся неотъемлемой свободы? В этом огромная "заслуга" деятелей типа Энтео. Которые усердно строчили доносы на карикатуристов и художников, для острастки непонятливых — устраивали погромы.
Поэтому, если вкратце суммировать, советские бульдозеры — это хорошо (тем более, что именно художественно-исторические ценности они, как правило, старались не трогать). А клерикальные бульдозеры — это плохо. :)

Карикатура из советской печати 1930 года. "В Москве взорваны строения бывшего Симонова монастыря, на месте которых будет возведён Дворец культуры.
— Батюшки! Никак конец света!
— Нет, бабушка! Конец тьмы!"
Journal information