Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

80 лет назад. "Поцелуйная проблема" в 1935 году



В своём "романе-анекдоте" про солдата Чонкина Владимир Войнович живописует эпизод, как советская районная газета в самый разгар войны развернула дискуссию о хороших манерах. В том числе подняла злободневный вопрос, целовать ли дамам при встрече ручки. Два "мыслителя" районного масштаба обсуждают эту новость.
"— Они наконец-то поняли, — Первый Мыслитель крутнул головой и понизил голос, — что без возврата к прежним ценностям мы проиграем войну.
— Из-за того, что не целуем дамам ручки?
— Да-да! — вскричал Первый Мыслитель. — Именно из-за этого. Вы не понимаете элементарных вещей. Сейчас идет война не меду двумя системами, а между двумя цивилизациями. Выживет та, которая окажется выше.
— Ну, знаете! — развел руками Второй Мыслитель. — Это уж слишком. Когда-то гунны...
— Что вы мне говорите про гуннов? Вспомните Македонского!..
И тут пошло! Гунны, Александр Македонский, война с филистимлянами, крестовые походы, переход через Альпы, битва при Марафоне, штурм Измаила, прорыв линии Мажино..."
"Достаточно сильное впечатление статья о хороших манерах произвела и на других жителей города. Старая учительница в полемической заметке "А почему бы и нет?", отдавая должное классовому подходу, утверждала тем не менее, что целовать руки дамам не только можно, но и нужно. "Это, — писала она, — красиво, элегантно, по-рыцарски". А рыцарство, по ее словам, является неотъемлемой чертой каждого советского человека. С резкой отповедью учительнице в заметке "Ещё чего захотели!" выступил знатный забойщик скота Терентий Кныш. Для чего же, писал он, рабочему человеку целовать руки какой-то даме? А что, если у неё руки не мыты, или того хуже — чесотка? "Нет уж, извините, — писал Кныш, — скажу вам с рабочей прямотой: если у вас нет справки от доктора, я целовать вам руки не буду".
Разумеется, Войнович, как и следует в "романе-анекдоте", всё преувеличил и довёл до гротеска, но кое-какая реальная основа под его фантазией имелась. В действительности "споры о поцелуях дамских рук" начались задолго до войны, ещё в 20-е годы.
В журнале "Крысодав" в 1923 году сатирик Кряк писал: "Заразная болезнь – целование публично женских рук, снова приняла катастрофические размеры. До Октябрьской революции эта язва принадлежала исключительно буржуазной своре. Во время военного коммунизма она ушла в подполье, а теперь снова начала свирепствовать. Причем всё больше и больше захватывает новые, никогда не болевшие слои общества (командиров Красной Армии, ответственных работников и даже (о, ужас!) партийцев)... Крысодавом организуются летучие отряды из комсомольцев... каковым надлежит, каждому замеченному в целовании женских ручек, подходить и прикладывать к его губам свою руку. Любишь целовать, так целуй и мужчину. В Советской России равноправие".

Участницы театрального движения "Синяя блуза" в 1927 году распевали частушки:
Тому задам
Мужчине взбучку
Кто мне вопьётся
Губами в ручку.

А к середине 30-х годов отношение к целованию рук переменилось, стало не столь враждебным. В 1935 году сатирик Ю. Ганф уже вполне добродушно пересказывал споры о том, целовать или не целовать дамам руку при встрече: "Некоторые запальчиво и резко настаивают: "Надо целовать руку". Некоторые, наоборот, задумчиво возражают: "Не стоит". Руку, дескать, сразу не поймёшь: может, она грязная. Может, на ней мелкие прилипчивые болезни: какой-нибудь насморк, аппендицит или малокровие". Со своей стороны, автор предлагал несколько остроумных способов решения проблемы: например, надевать перед поцелуем особый нагубник, заранее протирать руку бензином или обжигать её предварительно на огне...
Конечно, целование руки получило распространение только в "светских" кругах, среди простых людей оно по-прежнему выглядело нелепо. Художник К. Елисеев в 30-е годы на юмористическом рисунке сопоставлял два обычая старинный, целование руки — и новый "обычай", возникший в эпоху очередей, – ставить на руке номер и печать в очереди за мясом, маслом и т. д.
— Вот негодяй! — возмущается какая-то дама после такого галантного приветствия. — Целовал мне руку и слизал печать на масло.
Так что, в общем, автор "Чонкина" в данном случае был в чём-то прав, дореволюционный обычай вернулся, хотя и в ограниченных пределах. Только произошло это не в разгар войны (когда вернулись другие внешние признаки былого — погоны, лампасы и т.д.), а ещё в середине 30-х.
Tags: История, Реставрация, советская печать
Subscribe
promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments