Читая это, поймал себя на том, что думаю: "опять Борис Стомахин своё любимое пишет... сколько же можно повторять одно и то же?" Только потом сообразил, что читаю не либерала Стомахина, а "левого замайданца" Пуффинуса. :) Кто-то, возможно, скажет, что Стомахин никогда бы не стал, пусть с оговорками, прославлять ранний большевизм, как это делает Пуффинус? Ну, это просто элементарное незнание идейной биографии Бориса Владимировича, который до 1998 года и вовсе считал себя троцкистом. Да и потом — вот что писал г-н Стомахин в полемике с автором этих строк аж в феврале 2010 года (он тогда сидел за решёткой, сейчас сидит снова, и согласно приговору, должен просидеть до 2019 года):
"Самое интересное [в моём тексте — А. М.] — это рассуждение о Традиции, в которую мы сейчас съезжаем. Вот эта самая церковно-феодально-монархическая Традиция, православно-державная (или католическая — на Западе, особенно в романских странах). Царская Россия с гос. церковью, титулованием, церковным браком, и пр., и пр.
Наверно, для Вас не секрет, что я эту религиозно-феодальную Традицию — и в западном, и в русском варианте — терпеть не могу, моему мировосприятию такие вещи глубоко и абсолютно враждебны. Это убеждение, выработанное не вчера.
Но... Я не раз думал об этом: то, что начиналось под знаменем Революции и отказа от Традиции — привело вскоре к таким ужасам, такому свирепому массовому террору и государственному безумию, какое Традиции и не снилось. Да, была тихая, забитая, дремучая, бесправная Русь — с царём-батюшкой, попами, розгами и расстрелами для бунтовщиков, и т. д. и т. п. Но — в противовес Традиции с большой буквы — то, во что превратилась революция 1917 г. уже к концу 20-х годов — можно назвать Мутацией, тоже с большой буквы. Появился тоталитаризм — феномен, которого не знало ни одно традиционное религиозно-феодальное общество ещё в начале XX века. "Режим стал тоталитарным прежде, чем из Германии пришло это слово". (Троцкий).
И — знаете, помня весь опыт XX века, сравнивая его со всеми видами и проявлениями старой старой феодально-церковной Традиции, — знаете, Традиция оказывается всё же предпочтительнее! Она тоже мерзка — но всё же крови, ужасов и жестокостей поменьше. Вспомните, Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" цитирует "Остров Сахалин" Чехова, мемуары Якубовича и пр. — и сравнивает условия полит. каторги при царе и при Сталине. Нужны ещё комментарии на эту тему? Традиция до таких зверств, до такого массового и ТОТАЛЬНОГО, тоталитарного зверства всё же не доходила.
Поэтому, говоря фигурально — с одной стороны, я сторонник революционно-гуманистических тенденций, секуляризации, равенства полов, отмены титулований, сословий и пр. Это — лозунги начала Революции, требующие безусловной поддержки. (Сравните с Пуффинусом: "светское государство, и всеобщее образование, и равноправие полов, и много что ещё". — А. М.) Это — Керенский против Корнилова, и мы поддерживаем Керенского, да, безусловно.
Но — с другой стороны — зная, что последовало потом за Керенским... Корнилов и Традиция не устроили бы ТАКОГО, — можете со мной спорить. Но я не вижу в традиционных обществах, даже самых жестоких, подобных чудовищных, массовых зверств.
Итак, имеем расклад. С одной стороны — в чистом виде патриархальная, феодально-церковно-монархическая Традиция (ничего приятного). С другой — Мутация, вчера ещё осенённая знаменем Революции и сохраняющая некоторый "революционный" отсвет... С другой — при минимальном анализе выясняется, что Мутация — это не что иное, как взятие государством, основанным как революционное, на вооружение принципов как раз всё той же самой древней, феодально-церковно-монархической Традиции. Даже и чисто внешние признаки: введение званий, орденов и погон в армии, восстановление паспортов, запрет разводов, вся пропаганда насчет "Родины-матери", погромно-антисемитская кампания с 1948 года...
Такая ли уж ценность — 10 революционных лет, 10 лет разрыва с Традицией? Немалая, да. Хотя — революционность была тоже не химически чистая... То есть, и мало выдалось Революции, и качества не очень-то высокого. 10 лет, неполных, да и то со всякими пакостями вроде зверств ЧК и взятия семей белых офицеров в заложники... Да, в первые годы большевизма много было разных прогрессивных идей и начинаний (допустим). Было принято много законов в пользу свободы и равенства, отмены феодальных пережитков. Но — вскоре всё это кончилось и оказалось похоронено под спудом. Ветер сменился, тенденции свободы сменились на прямо противоположные, кучу феодальных пережитков с помпой восстановили. И до сих пор ветер дует в ту же сторону — против Свободы."
Конечно, есть кое-какие мелкие разночтения: Пуффинус полагает, что "намордник" на Традицию ("традиционную великорусскую держиморду") отчасти сохранялся до 1991 года, а Стомахин считал, что уже в 40-е годы он совершенно отвалился, ну, и ещё кое-что по мелочам. Но разве это главное? К тому же идейная эволюция "левых" замайданцев ведь далеко не закончена ещё.
Кстати, в том тексте 2010 года Стомахин и про захват Крыма Россией писал (да-да, в 2010 году!) и замечал, что "(гипотетическое, к счастью) неспровоцированное нападение на Украину (для захвата Крыма, скажем) реакционнее реального нападения на Чечню в 1994 году. И не такие как я (единицы) получали бы по 5 лет (чудовищно!) за слова, — а, извините, такие как Вы ТЫСЯЧАМИ получали бы по 15 не только за слова, но и за мысли."
Так что — учите труды либерала Стомахина, господа "левые" замайданцы. Всё, что вы только сейчас для себя "открываете", как будто впервые, он написал уже давным-давно, и выводы ваши насчёт "оккупации" сделал сто лет назад, и пошёл дальше.
А Вы сейчас уныло плетётесь по его стопам, след в след, повторяя позавчерашние "озарения" и "прозрения", вдобавок и не ваши.
Скучно-с. :(
Journal information