Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Метаморфозы. От "новых людей" – к "новым русским"

3portreta.jpg

Некоторое время назад я уже писал об этих памятниках, как и о проекте памятника Дзержинскому на Лубянке работы Веры Мухиной. Но вот пришло в голову, что эти три столь непохожие скульптуры изображают в каком-то смысле, как ни странно, одно и то же! А именно: коллективный портрет руководящего слоя СССР/России. После революции, в середине и в конце XX века. Соответственно: красных революционеров, "выдвиженцев" 20-30-х годов и "новых русских". Менее чем за столетие эволюция прошла путь от "новых людей" Чернышевского, придуманных писателем Рахметовых (реально воплотившихся в "железном Феликсе" и других профессиональных революционерах) до... "новых русских". (Забавно, кстати, что эти слова – "новые люди" и "новые русские" – которые могли бы быть синонимами, обозначают настолько противоположные явления. Впрочем, не я отметил это первым, у Пелевина 20-летней давности:
"– Я много думал о том, почему одни люди оказываются в силах начать новую жизнь – условно назовем их новыми русскими, хотя я недолюбливаю это выражение...
– Действительно, на редкость гадкое. К тому же перевранное. Если вы цитируете Чернышевского, то он, кажется, называл их новыми людьми."
)
Власть "выдвиженцев" кончилась вместе с властью поколения Брежнева и Черненко, и почти сразу выпавшие из ослабевших рук кремлёвских стариков властные атрибуты ловко подхватили люди в малиновых пиджаках и на "Мерсах".
Любопытно оценить, как постепенно обрастал имуществом руководящий слой советского/постсоветского общества. У Феликса Эдмундовича на постаменте нет никакой "частной собственности", если не считать гиперболически огромной шпаги (которая, строго говоря, тоже не его, а – символический Меч революции, как и он – её Рыцарь) и заштопанной на локтях гимнастёрки. У сталинского наркома Ивана Терентьевича Пересыпкина появляется шитый золотом мундир с погонами и маршальской звездой на галстуке – но это тоже атрибуты службы, а не собственности. Наконец, воплощение 90-х годов деловой человек Борис Яковлевич Чубаров даже в могилу сходит с целым гранитным "Мерседесом"...
По-моему, эти три портрета, поставленные в ряд, невольно заставляют задуматься. Напрашиваются вопросы, скажем: мог ли такое предвидеть Чернышевский? Что бы сказали по этому поводу Рахметов и Дзержинский? да и мнение Ивана Терентьевича тоже было бы не лишено интереса...
Любопытно и то, что постаменты на трёх памятниках оказались столь разной высоты. Железный Феликс стоит на высочайшем пьедестале, он сам – почти как небожитель. Иван Терентьевич расположился уже гораздо ниже, а с более высоким уровнем его соединяет ниточка телефонного провода, по которому, как нетрудно догадаться, идёт разговор с Самим. Ну и, наконец, Борис Яковлевич обеими ногами стоит на грешной земле, почти не возвышаясь над ней. Сошествие в ад на землю в трёх актах, так сказать, завершилось...
Tags: Искусство, История, Реставрация, Россия, СССР, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
На станции Восток в Антарктиде построили новое здание. Оно большое — 3000 квадратных метров. В нём есть всё, что нужно полярникам. На Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области закончили строить электростанцию. Она очень мощная — 570 мегаватт. Её построили в сложных условиях: там…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments