Те дни я неплохо помню, запомнил даже политический стишок про генерала Лебедя, нацарапанный на стене тамбура пригородной электрички:
Кому ты поверила,
Матушка-Русь?
Не лебедь он вовсе,
А ельцинский гусь.
Имеет гром-голос,
зычный и сочный,
Но слишком гибок
Его позвоночник.
(Генерал Лебедь, если кто забыл, был третьим по популярности кандидатом на выборах, отдавшим голоса своих сторонников Ельцину и обеспечившим тем самым ему победу. Вскоре после чего Ельцин отправил его в отставку).
Но меня поразил вот этот заголовок из газеты "Российские вести":
Тогда я его не видел (ну, не читал я тогдашнего официоза, как не читаю и нынешний, каюсь).
В своё время Салтыков-Щедрин закончил свою "Историю города Глупова" словами летописца "История прекратила течение своё". Меня в советской школе учили о том, что это "страшные слова". Именно так в течение доброго столетия воспринимала их русская интеллигенция. Остановка истории! — (не будем обсуждать, что такое в принципе невозможно) — брр, кошмар! что на свете может быть страшнее?..
И вот в 90-е годы всё в одночасье поменялось, "конец истории" из нереального кошмара вдруг превратился в желанную утопию. О нём стали мечтать!
Однако история не останавливается — она, как правильно подметил Че Гевара, подобна велосипеду: должна двигаться вперёд (и это будет революция), а при остановке — падает. Ну, а точнее, сразу начинает катиться назад (и это называется "реакция").
То, что все последние 25 лет и бывший СССР, и весь мир катится назад, в прошлое, и где-то докатился до эпохи расцвета европейских ультраправых 20-30-х годов (кто сказал "майдан"?), а в других местах и кое в чём докатился даже до времён раннего средневековья (кто сказал "халифат"?), совсем не удивительно. Это жестокая, но абсолютно справедливая расплата за подобные мечты об "остановке маятника истории". Достаточно массовые и распространённые, видимо, раз их с восторгом подхватывала официозная газетка. За что боролись — на то и напоролись. Кушайте, не обляпайтесь.
P. S. Вот ещё образцы предвыборной пропаганды 1996 года. Как это до боли напоминает что-то совсем недавнее...
Полный сканер газетного листа:
Journal information