
Четыре мушкетёра и их режиссёр
Творчество Г. Юнгвальд-Хилькевича — ещё одно доказательство того, что после крушения СССР совсем неплохие советские мастера искусства, мечтавшие при социализме о безграничной, ничем не стеснённой свободе творчества, оказавшись в вожделенном ими "рынке", сиречь капитализме, моментально превратились в, извиняюсь за прямоту, творческих евнухов.
Можно ли сравнить первые, классические серии "Мушкетёров" Хилькевича, созданные им в 1978 году в "аццком Совке", с их продолжением с теми же актёрами, которое он снял в 1992-1993 годах в буржуазной России? С трудом... Прежде всего, внезапно выяснилось, что режиссёр страдает mania grandiosa в нелёгкой форме: столько раз в начальных титрах повторить на экране свою фамилию: "Продюсер Г. Юнгвальд-Хилькевич... Фильм режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича... Сценарий Георгия Юнгвальд-Хилькевича... Постановка Георгия Юнгвальд-Хилькевича..." и потом меленькими-меленькими буквами в углу экрана сообщить: "по мотивам романа А. Дюма" — это действительно круто. Сразу стало видно, как невыносимо стеснял совок творческую личность, не давая ей развернуться во всю ширь и глубь. Затем, стало ясно, что
Ну, а последний фильм сериала, 2008 года, "Возвращение мушкетёров", где несчастные мушкетёры зачем-то возвращались с того света, был настолько ниже всякой критики, что точно соответствовал анекдоту: "Как испортить прекрасный советский фильм? Сделать в наше время продолжение!".
В общем, хорошие советские режиссёры были очень хороши в том обществе, которое их и породило — то есть в СССР. Даже если они воспевали не совсем социалистические, а пожалуй, что и дворянские ценности, как в первых фильмах о мушкетёрах (но ответственность за это больше лежит на Александре Дюма), хороши они были именно в Союзе Советских Социалистических Республик.
Такими их и стоит запомнить.
Journal information