На кого они равняются. Фото 1994 года
Прекрасное по откровенности интервью дал под Новый год экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Он честно рассказал о том, к чему стремятся и чего хотят либералы. При этом он ухватил самую суть того, чем является буржуазная демократия и чем она не является: это не выбор между господством денежного мешка и чем-то иным, это всего лишь выбор наиболее оптимальных условий того, чтобы денежный мешок управлял обществом.
В ответ на вопрос: "Как вы воспринимаете расправу над коммунистическим движением в постмайданной Украине? Каким вы видите будущее левых сил в РФ после краха путинской клептократии?" — Гарри Кимович фактически молчаливо одобрил сделанное с левыми на Украине и пообещал повторить то же самое в России: "Партии, которые считают себя наследниками Ленина и Сталина, безусловно, должны прекратить свое существование в рамках "декагэбизации" и окончательной "десоветизации" России".
Затем он высказал довольно ценное откровение: что до окончания "переходного периода" (то есть, очевидно, завершения "десоветизации") никаких выборов и никакой политической конкуренции в России быть не должно: "Переходный период в России не будет никоим образом проходить в условиях соревнования политических программ, так как в стране отсутствует законодательная база, учитывая, что нынешняя власть де-факто денонсировала Конституцию. И поэтому в переходный период потребуются усилия здоровых сил общества для того, чтобы можно было подготовить страну к выборам в Учредительное собрание, на котором должны быть определены формы государственного управления Россией и соответствующие конституционные документы. И только потом в стране могут пройти выборы."
Из "здоровых сил" в интервью упоминается, кроме, естественно, самого Гарри Кимовича, также Михаил Ходорковский.
Нынешний режим Каспаров называет "диктатурой", но тут же, через запятую, обвиняет население в его поддержке: "Очевидно, что после краха путинского режима России необходим период "очищения", в течение которого люди должны понять, что за все — за поддержку Путина, за Грузию, за Крым и за Донбасс — придется расплачиваться. Германия и Япония заплатили жуткую цену за развязанную мировую войну и в течение 70 лет полученная прививка работает. Наша задача — не допустить, чтобы России пришлось заплатить столь же высокую цену, но люди должны понять, что есть цена, которую им придется заплатить."
"По этим причинам я считаю, что сразу после краха путинского режима проводить выборы бессмысленно... Фактически нужна тотальная десоветизация."
Как справедливо отмечает один из комментаторов интервью, Dmitry Horse: либералов "не устраивает не то, что нет свободных выборов (после прихода к власти они и не собираются устраивать выборов. Понимают, что подавляющая часть населения их не поддержит), а то, что недоуничтожено советское наследие. И советское наследие — это не лепнина с серпами-и-молотами в метро и памятники Ленину в каждом населённом пункте. Советское наследие — это остатки социального государства. Огрызки бесплатных медицины и образования. Нерыночное ограничение тарифов общественного транспорта и услуг ЖКХ. Да, Путин это всё урезает, проводит неолиберальные реформы, но постепенно. Либералов, которые являются голосом крупного капитала, это не устраивает. Закрыть четверть московских больниц — это полумеры. Даже четвертьмеры. Настоящие неолиберальные реформы — это сделать все больницы частными и платными. (После этого бОльшая их часть закроется, потому-что людям будет не по карману в них лечиться.) «Платон», против которого либералы лицемерно выступают, — это тоже полумеры. Неолиберальная утопия — это сделать все дороги частными и платными. Для всех, а не только для большегрузов... Что предлагает Каспаров — открытая неолиберальная диктатура пришедшая к власти и существующая без всяких выборов. Запрет коммунистической идеологии. Система как в Латинской Америке в 1970-е... Либералы не предлагают демократизацию России. Наоборот, они хотят свержения авторитарного режима, при котором существуют элементы демократии, и установления открытой диктатуры. Которая проведёт жёсткие неолиберальные реформы и «десоветизацию» даже формально не опираясь на большинство населения... Сейчас для коммунистов, социалистов, левых не сотрудничать с либералами, бороться с ними — это правильная тактика. Точно так же как в 2000-е мы боролись с фашистами, хотя те тоже выступали против Путина. И борясь как с умеренным путинским неолиберализмом, так и с радикальным оппозиционным неолиберализмом мы боремся не за сохранение лепнины с серпами-и-молотами и памятников Ленину, а за сохранение остатков демократии и социального государства в нашей стране."
Journal information