Почтовая открытка, посвящённая отмене черты оседлости. 1917 год
«Мы не связаны больше чертою,
Мы свободны на русской земле,
И теперь с чесноком колбасою
Торговать можем даже в кремле».
Сатирический одесский журнал «Бомба» отозвался на это событие такой карикатурой: бывший царь Николай II в Царском Селе окружён со всех сторон революционными штыками, и мрачно говорит:
— Теперь и я узнал, что такое черта оседлости.
Открытка 1917 года. Изображает новую «черту оседлости» для бывших царя и царицы
Это ещё дореволюционная, 1905—1907 годов, открытка на тему черты оседлости:
«Пхэ! — возмущается еврей, окружённый со всех сторон чертой оседлости. — Это швабода?!..»
А вот, между прочим, как видел положение российских евреев в начале XX века западный художник. На рисунке президент США Теодор Рузвельт увещевает русского царя Николая II: «Остановите жестокое угнетение евреев». Между тем российский еврей на картинке с трудом влачится, придавленный «угнетением» и тяжкими гирями с надписями «разбой», «жестокое обращение», «убийство», «обман» и т.д. Забавно на этом фоне, что после Октября эти западные «гуманисты» решили поддержать не революционное правительство, а его противников, в том числе монархистов. (Но это напоминает, что и теперь они преспокойно поддерживают полк «Азов», который, по словам основателя полка Билецкого, ведёт на Донбассе «войну с возглавляемым семитами недочеловечеством»).
Позднее, в советские времена, черту оседлости если и вспоминали, то как нечто безвозвратно ушедшее, реликт средневековья, хотя вроде бы и недавнего. Например, в 1922 году известный черносотенец и бывший депутат Госдумы Николай Марков 2-й (который был знаменит, в частности, тем, что внешне как две капли воды походил на Петра Первого) заявил, что только восстановленная монархия сможет оградить еврейство от волны погромов. Эти слова с насмешкой перепечатала «Правда», а журнал «Крокодил» отозвался такой карикатурой: Марков 2-й смотрит на СССР из-за границы, которую охраняет красноармеец. Советский еврей через границу показывает черносотенцу кукиш, рядом с ним стоят другие «инородцы».
Рисунок Дмитрия Моора (1883—1946). 1922 год. «По заявлению Маркова II только монархия сможет оградить еврейство от волны погромов. («Правда»)». «Инородцы: — Хорошо, что у Маркова есть теперь своя особая черта оседлости, которая оградит нас от его непрошеной дружбы».
Николай Марков 2-й и советские карикатуры на него
А так забавно, «если бы не было революции», изобразил воображаемую ситуацию 1927 года эмигрантский художник Михаил Дризо (МАД) в парижском журнале «Иллюстрированная Россия»:
В каждом рисунке — та или иная грань идиллии: легчайшее получение паспорта в Италию, светские восторги Горьким, «раскрывшим прекрасную душу босяка», в Государственной Думе выступает с пламенной речью депутат-большевик Гнусняков и т.д. Евреи, правда, в этой воображаемой райской «России, Которую Мы Потеряли» никак не упомянуты: видимо, места им там опять не нашлось.
Journal information