А вот современники почему-то видели всё несколько иначе. В ином свете...
Кстати, если так дальше пойдёт, то через годик-другой воспроизведение нижеприведённых исторических картинок будет, глядишь, объявлено уголовно наказуемым. Так что посмеёмся — возможно, в последний раз!
Так видят дело теперь (слева — современная икона). Так видели 99 лет назад (рисунок "Российский царствовавший дом" с обложки журнала "Новый Сатирикон" за 1917 год)
Карикатура из журнала "Новый Сатирикон" за 1917 год. Подпись: "КЛАУС II. ГОЛШТИН-ГОТТОРПСКИЙ. Достаточно взглянуть на умное интеллигентное лицо этого знатного иностранца, чтобы волна стремления к возврату монархизма затопила сердце нашего читателя. Важнейшие этапы царствования этого гениального монарха: Ходынка, Порт-Артур, Цусима, 9 января и др. По собственному признанию "любит цветочки", хотя, вместо цветочков, любил срывать головы своих "верноподданных". В отличие от обыкновенных людей ушиблен не мамкой, когда был маленьким, а японцем в Отсу, когда уже вырос. Это — смазалось. Молчалив, не без основания. Теперь — ведёт замкнутый образ жизни."
Рисунок А. Радакова из журнала "Новый Сатирикон" за 1917 год. Подпись: "История смирного медведя и весёлого царя. Сначала добрый медведь-народ был в клетке, а царь на свободе. Изредка он заходил в клетку и показывал знатным иностранцам: "Какой он у меня послушный, этот медведь"... "Посмотрите-ка, на нём даже верхом ездить можно".
"Я его и водку выучил пить. От неё он ещё смирнее становится".
И вот произошло то, что редко происходит с ручными зверьми и их укротителями. Медведь оказался на свободе, а царь в клетке. Подробности излишни."
Рисунок А. Радакова из журнала "Новый Сатирикон" за 1917 год. Подпись: "КОНЕЦ ДРЕВА РОМАНОВЫХ.
Александр III. — Эх, Коля, Коля! Брал бы ты с меня пример: я понемногу вешал, а ты вот навесил сразу, дерево и не выдержало."
Карикатура Д. Моора 1917 года. "Не стреляет, не звонит, не царствует".
Открытка. 1917 год
Д. Моор. "Гражданин, возьмите корону, она не нужна больше России!" Рисунок для журнала "Будильник". 1917 год
Так современники представляли себе взаимоотношения в царской семье:
И между царём и Г. Распутиным:
Рисунок Н. Иванова:
Могут сказать, что авторы, так сказать, эротических карикатур на царскую семью чудовищно перегнули палку, ничего подобного в реальной истории не было. Да, действительно, не было. Но чем, спрашивается, лучше и правдивее нынешняя разновидность порнографии — иконы святого Николая II на шествиях "Бессмертного полка"?
В общем, в заключение можно только присоединиться к советскому художнику В. Иванову, лаконично выразившему на плакате своё мнение о конце романовской монархии:
Journal information