Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

410 лет назад. Убийство "последнего Рюриковича"

17 (27) мая 1606 года расстался с жизнью — а точнее, был убит заговорщиками — формально последний русский царь из династии Рюриковичей, Дмитрий Иоаннович, известный также как "Лжедмитрий", или "названный Дмитрий".


Карл Вениг. Последние минуты жизни Лжедмитрия I. 1879 год

Приведу по этому поводу отрывок из своей переписки с левым политзаключённым Ильёй Романовым (тогда он отбывал 10 лет на Украине за "сепаратизм", т.е. борьбу за отделение Одессы и Юго-Востока от киевской власти; теперь отбывает уже в России 9 лет, в том числе — очевидное-невероятное! — и за свою деятельность на Украине). Я заметил в письме к нему: "Димитрий Иоаннович всего лишь продолжал политику своего "отца" Иоанна Васильевича — то есть политику борьбы с боярством. Можно, конечно, хвалить их обоих, можно осуждать — но различие-то между ними только в том, что Иван сумел на время совладать с боярской элитой, а бедолаге Дмитрию это не удалось, и бояре свернули ему шею...".
На это Илья Романов ответил мне довольно подробно, наиболее оригинальна в его рассуждениях, на мой взгляд, историческая аналогия между названным Дмитрием и Мао Цзэдуном в эпоху "культурной революции". Приведу его текст:

"В эпоху Ивана Грозного начинается борьба центральной власти против бояр. Суть её — в попытке создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, основанное на кровном начале. В эпоху Бориса Годунова наступает боярская реакция, вводится крепостное право против беглых крестьян. Был запрещён уход крестьян от одного помещика к другому. Крестьян "прикрепили" к земле, ввели крепостное право. Как результат — движение беглых крестьян ещё более развивается. Целые деревни остаются без жителей. Земля остаётся необработанной, что в сочетании с плохой погодой и неурожаем (1601-1603 гг.) вызвало взвинчивание цен на хлеб и голод. (По данным историка Костомарова, в Москве умерло 127 тыс. человек). Такое положение дел вызвало, по сути дела, революцию, номинальным предводителем которой и оказался Лжедимитрий. За Димитрием идут в первую очередь Запорожские казаки, а уж во вторую очередь — польские рыцари, желающие пограбить. Несколько позднее к запорожцам присоединились донские казаки. (Казачество было в то время прогрессивной общественной силой). Сила Димитрия была в готовности московского народа перейти на его сторону; в ненависти простонародья к Борису Годунову и боярству.
Можно сказать, что разница в подходах Ивана Грозного и Лжедмитрия к борьбе с боярством напоминает неоднократно мной упоминавшуюся разницу в подходах Сталина и Мао Цзедуна к борьбе с засильем бюрократии. Правда, Сталин в рамках этой кампании стремился ещё и уничтожить "ленинскую гвардию"; но в то же время он и держал бюрократию в страхе, не позволяя ей воровать. Опирался же Сталин, подобно своему "учителю" (как он его называл) Ивану Грозному, исключительно на репрессивный аппарат (опричнина, НКВД), Лжедмитрий же и Мао Цзедун в борьбе с засильем привилегированной прослойки стремились опираться на народные низы (казачество, хунвэйбинов).


Сергей Кириллов. Смутное время. Лжедмитрий

Войдя в Москву, Димитрий, по его собственным словам, попытался стать "не царём, а отцом" для простонародья. Положение крестьян Димитрий существенно улучшил. Было сильно сокращено "кабальное холопство". Если раньше кабала (т. е. холопство за долг) была наследственной, то теперь кабала распространялась лишь до момента смерти человека, у которого были взяты деньги. Отменяются указы о беглых крестьянах, то есть о поимке тех, кто бежал от своего барина.
Димитрий свободно общался с ремесленниками, часто заходил в их мастерские. Он свободно гулял по улицам и пользовался огромной поддержкой донских казаков, которые были готовы убить любого за него. Димитрий поддерживает книгопечатное дело, стремится создать школы и университет в Москве. Монахов Димитрий называл "тунеядцами" и приступил к конфискации имущества монастырей.
В "патриотическом" фильме "1612", вышедшем на экраны уже в путинскую эпоху, показывается, как народные низы будто бы с непониманием и враждебностью относятся к начинаниям Димитрия: испуганно крестятся на выкаченное им на праздник "огнедышащее чудище", и т. п. Эту точку зрения навязывает нынешняя чекистско-олигархическая каста, являющаяся историческим преемником боярства в современных условиях. В действительности же, ненавидел Димитрия не народ, а митрополиты и старое боярство. Заговор против него во главе с Василием Шуйским был осуществлен следующим образом: Шуйский объявил народу, что "Литва собирается идти бить царя", то есть Димитрия, — и народ набросился на поляков, пришедших с Димитрием в Москву. Тем временем, пользуясь суматохой, бояре Шуйский, Татищев и Голицын убили и самого Димитрия.
Существует историческая точка зрения, что правление Лжедимитрия I как бы знаменовало наивысший момент "демократической революции", которой и являлось Смутное время (белогвардейцы не зря называли "смутой" события 1917 г.), а после этого момента последовали (как нетрудно догадаться) "Термидор" и "Реставрация".
Сразу после смерти Димитрия поползли слухи, что он жив. Чтобы эти слухи рассеять, его тело выкопали из земли, и кости выпалили из пушки "в ту сторону, откуда пришёл". Тем не менее, в Тушино появляется поддерживаемый донскими казаками Лжедимитрий II ("тушинский вор"). Несколько лет на Руси существует двоевластие, два царя - в Москве Василий Шуйский, а в Тушино — Димитрий.


«Царица Марфа обличает Лжедмитрия». Раскрашенная литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века. В действительности подобной сцены не было, Дмитрия, которого царица Марфа ранее признавала своим сыном, показали ей уже мёртвым. И на вопрос, её ли это сын, по одним источникам, она ответила "Было бы меня спрашивать, когда он был жив, а теперь, когда вы его убили, он уже не мой", по другим, коротко сказала: "Не мой"

Двоевластие — типичный момент любой гражданской войны. В ходе Английской революции, в 1640-х годах, в Англии также было два центра власти: один - ставка короля Карла I, а второй — парламент в Лондоне.
Причину поражения "демократической революции" Смутного времени можно усмотреть в том, что в лагере восставших произошёл раскол. Штаб тушинского лагеря переходит на сторону Минина, в то время как казаки, вместе с сыном Димитрия II, убегают на Волгу, и в конечном итоге терпят поражение. Если мне не изменяет память, то в школьных учебниках советского времени эти последние события описывались как "восстание Болотникова" (Иван Болотников — главнокомандующий войсками Лжедимитрия II). Минин и Пожарский представляли верхушку боярства и купечества, и имели своего кандидата на престол. В то же время, "тушинский штаб" представлял верхушку казачества и мелкопоместных дворян, и династия Романовых была выдвинута на престол ими. Минин с Пожарским были вынуждены уступить, но поначалу бояре зорко следили за правлением Михаила Романова, земский собор не расходился. Только когда они обнаружили, что его правление соответствует их интересам, а прежде всего интересам купечества, — то без колебаний одобрили Алексея Михайловича на престол.
(Ещё в правление Бориса Годунова купцы не чувствовали себя в безопасности, так как их в любой момент могли схватить, а деньги забрать в казну. Это вынуждало купцов скрывать богатство, поэтому не было стимула для развития промышленности и торговли).
Таким образом, Минин и Пожарский в событиях Смутного времени сыграли ту же роль, какую в произошедшей чуть позднее Английской революции сыграл генерал Монк (ставленник "партии пресвитеров") — подготовили Реставрацию. Неспроста прославление Минина и Пожарского началось при Сталине, так как "рыбак рыбака видит издалека". "Тушинский штаб" (верхушка казачества) напоминает в Английской революции "партию индепендантов". А простые казаки, с Болотниковым, Мариной Мнишек и "ворёнком", — английскую "партию левеллеров" (уравнителей)."
Tags: Даты, История, Романов Илья, Россия, цареубийство
Subscribe

Posts from This Journal “цареубийство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments