
François Séraphin Delpech (1778–1825). Портрет Шарлотты Корде
Это тоже она:

Tony Robert-Fleury (1838-1911) Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
А кого она убила? Да так, революционера какого-то. Жаном-Полем Маратом звали, а ещё — "Другом Народа". Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).

Поль Жак Эйм Бодри (1828-1886). Шарлотта Корде убивает Марата. 1860. Картина создана в эпоху Второй Империи, когда во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде. Тем не менее картина довольно точно воспроизводит место и обстоятельства события

Жан Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880

Jules Charles Aviat (1844-1931). Шарлотта Корде и Марат. 1880

Авторы этого современного комикса, изобразившие встречу Корде и Марата, явно не испытывали больших симпатий к Другу Народа

Жак Луи Давид (1748—1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году

Неизвестный французский художник. Шарлотта Корде и Марат

Henry Charles Chaffer (1798-1862). Арест Шарлотты Корде. 1831

Thomas Wightman (1811-1888). Шарлотта Корде в тюрьме

Charles Louis Lucien Muller (1815-1892). Шарлотта Корде в тюрьме. 1889

Артуро Мишелен. Шарлотта Корде. 1889

Adolphe Forestier (1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде

Charles Lucy (1814-1873). Шарлотта Корде возвращается в тюрьму. 1871

Julian Russell Story (1857-1919). Шарлотта Корде. 1889. На этой картине показано, как на осуждённую надевают перед казнью красную рубаху, положенную приговорённым за убийство
Как заявила сама Корде, "убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона".
История повторяется. Потому что в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":

Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
Корде, кстати, тоже на ту же букву...
И ещё ряд интересных совпадений. Ни Корде, ни Каплан не были монархистками, противницами революции вообще. Обе они были из рядов умеренных революционеров, Корде была жирондисткой, Каплан — правой эсеркой. Но в решающий момент обе они, как и сами их партии, перешли на сторону реакции и нанесли едва ли не смертельные удары в самое сердце революции. Нет ли тут определённой закономерности поведения "умеренных революционеров"? И это даёт представление, чего стоит ждать от таких, как они, в будущем...
Journal information