Жан-Жозеф Веертс. Десятого термидора
Таковы были слова Максимильена Робеспьера, которые он произнёс, когда услышал о победе термидорианцев в Конвенте. Было это 9 термидора II года Республики, или, как тогда выражались, 27 июля 1794 года по рабскому стилю. Потом была ещё ночь на 28 июля, полная борьбы, и, как финал, 10 термидора, когда лидера якобинцев и его соратников отправили на казнь.
Слова эти для нас, жителей бывшего СССР, стали особенно актуальны 25 лет назад, когда погиб СССР и "настало царство разбойников". Ну да, теперь едва ли кто-то даже станет спорить, что 90-е были натуральным царством самых настоящих разбойников. И разбойники эти никуда не делись и потом, просто приняли более благообразный вид и написали под себя соответствующие законы.
Но какой урок нам даёт 9 и 10 Термидора? Как ни странно, урок всё-таки оптимистический. Потому что достижения революции, как мы теперь знаем, никуда не делись, несмотря на последующее пришествие императора Наполеона, а затем и старой свергнутой королевской династии Бурбонов.
Так и достижения и завоевания 70 советских лет (а это достижения всего человечества!) никуда не делись, они не пропали ни для истории, ни для будущего. Как французы неотвратимо вернулись к "Марсельезе", запрещённой после Термидора, в качестве государственного гимна, и революционному флагу, так и бывший СССР вернётся к красному знамени. Сейчас во Франции стоят памятники Робеспьеру, Сен-Жюсту, и другим революционерам, обезглавленным 222 года тому назад. Как говорил один из руководителей Октября 1917 года, "человечество движется, как некоторые пилигримы: два шага вперед, шаг назад. Во время движения назад скептикам и пессимистам кажется, что всё потеряно. Но это ошибка исторического зрения. Ничто не потеряно".
"Республика погибла, настало царство разбойников!"? Ничего, настанет время, и разбойники погибнут, а республика вернётся. Не стоит об этом забывать.
Гипсовая маска Робеспьера
Journal information