Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. Смерть султана Сулеймана

450 лет назад, 6 сентября 1566 года, во время военного похода, скончался султан Османской империи Сулейман Великолепный. Несколько лет назад немалой популярностью в России пользовался посвящённый эпохе этого султана турецкий сериал "Великолепный век". Главная героиня сериала — русская рабыня Александра, она же знаменитая Роксолана, Хюррем-султан, супруга Сулеймана.


Слева: Карл Антон Хикель. "Роксолана и султан". 1790
Справа: султан Сулейман в фильме "Великолепный век"


В столицу Османской империи она прибыла как пленница (с территории современной Украины), но сумела добиться положения законной жены повелителя сильнейшего на тот момент государства в мире. В основе фильма лежат реальные события, Роксолана — реальное историческое лицо, как и другие герои фильма, хотя, как неоднократно предупреждали его авторы, фильм — "это вымысел, вдохновлённый историей".
Весь фильм задумывался, видимо, как своего рода большой рекламный ролик новой Османской империи, которую ныне строит г-н Эрдоган. Хотя потом, как это часто бывает (у нас так случилось, например, с фильмом Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный) произведение вышло за эти первоначальные рамки и даже вызвало нарекания заказчиков, то есть турецкого правительства, за "искажения истории". Действительно, фильм получился откровенно разоблачительный, хотя, возможно, и помимо воли его создателей. Общее впечатление примерно такое: непрерывно пересыпая свою речь набожными поминаниями Всевышнего, возводя очи горе и молясь, его герои вытворяют абсолютно любые злодейства и преступления. Шлют друг другу ядовитых змей в ларце или отравленные кафтаны, подсыпают яд в пищу, подкидывают заражённые чумой платки и делают другие столь же "приятные" подарки. Сам султан, этот образец благородства и совести (как много раз подчёркнуто в фильме), вопреки ранее данным им же клятвам, казнит своих ближайших родичей и друзей, включая двух собственных сыновей и малолетних внуков (младшему из которых исполнилось всего лишь 3 года). Вообще же, как только кто-то из султанских сыновей вступает на престол, он, согласно традиции, тут же отдаёт приказ казнить всех своих родных братьев. И это отнюдь не произвол, наоборот, так принято и положено — имеется и соответствующая исламская фетва, которая разрешает это братоубийство с точки зрения шариата и закона. (Правда, сам Сулейман при восшествии на трон избежал этого "благодетельного братоубийства", но его заслуги в этом не было — просто все его братья умерли ранее сами, от болезней).
В одной из серий мать султана Сулеймана выражает уверенность в том, что воспитанный ею сын "никогда не станет тираном". Сначала не очень понятно, что она, собственно, имеет в виду, ведь власть султана абсолютна и совершенно ничем не ограничена, и с этим никто даже и не пытается спорить. Но, оказывается, она подразумевала другое: что он не прольёт кровь членов своей династии, т. е. собственной семьи. Такова мерка и граница между "тиранией" и "не-тиранией". Впрочем, и эта граница нарушается крайне легко, как отмечено выше.
Что же говорить при этом об отношении правителей империи к простым людям? Оно всё выражено во фразе главной героини: "Они лошадь мою убили! И служанку...". Служанка стоит и ценится гораздо дешевле, нежели лошадь. Это, можно сказать, парафраз известного диалога из романа Марка Твена про Гекльберри Финна (про рабовладельческую Америку):
"— На пароходе у нас взорвалась головка цилиндра.
— Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?
— Нет, мэм. Убило негра.
— Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь..."
Всё мышление и поведение героев фильма носят столь же ярко выраженный классовый характер. Например, в одной из серий султан отдаёт приказ после суда повесить одного из своих влиятельных и знатных приближённых, Искандера Челеби. И страшно переживает по поводу его казни. Хотя, если верить фильму, этот деятель совершил все самые тяжкие государственные преступления, какие только можно вообразить — скажем, готовил поражение собственной османской армии. А в другом случае простой воин-курьер приносит султану неприятное известие — тот не верит новости и, не моргнув глазом, тут же безо всякого суда и выяснения приказывает отрубить гонцу голову. И никаких переживаний и угрызений совести, когда потом выясняется, что гонец сообщал чистую правду, не испытывает. Ещё бы! Ведь это самый обычный воин, а не какой-нибудь богач и аристократ из знатного рода. Его голова ничего не стоит...
Однако, если не обращать внимания (или, вернее, держать в уме), что весь сериал насквозь пропитан монархической и клерикальной идеологией, то в нём можно найти немало любопытного. Например, хороша неоднократно повторяемая фраза: "Помни, что любая привилегия, даруемая Османской империей, приближает тебя к смерти!". Это обычно говорится вышестоящим лицом при повышении и новом назначении чиновников.


Палачи казнят старшего сына султана Сулеймана, шахзаде Мустафу (кадр из фильма)


Султан Сулейман с телом казнённого по его приказу сына (кадр из фильма)

Надо признать, что и султан, этот сыно- и внукоубийца, и главная героиня в фильме вовсе не лишены известного обаяния. Просто они, как мухи в паутину, вплетены в определённую историческую ткань, в пределах которой и вынуждены действовать. Обвинять их в этом трудно. Но вот как быть с теми, кто эту историческую ткань 450-летней давности хочет воскресить и воскрешает в нашей с вами реальности, в XXI веке? Ведь это в 2011 году, когда сериал только стартовал, можно было думать, что он имеет чисто исторический интерес. Что все эти дивные реалии: невольничьи рынки, захват и продажа рабынь-иноверок в рабство, жестокие казни еретиков и иноверцев... безвозвратно канули в прошлое. А в июне 2014 года, когда была показана последняя серия сериала, оставалась всего пара недель до воскрешения всего этого в рамках новосозданного Халифата (кстати, султан Сулейман тоже в своё время возложил на себя титул халифа, т. е. повелителя всех правоверных).
Так что вглядываться в историческую бездну прошлое, конечно, бывает занятно, но не стоит им особенно любоваться, не то бездна может отразиться в нас можно запросто, даже и не заметив того, провалиться сквозь экран и очнуться уже по ту его сторону...
Tags: Искусство, История, Реставрация, борьба с историей
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments