Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

6. ПРОБЛЕМА "УПАДКА"


Рембрандт. Пир Валтасара. 1635. Вкратце эта библейская притча изложена в известной революционной песне: "А деспот пирует в роскошном дворце, Тревогу вином заливая. Но грозные буквы давно на стене Уж чертит рука роковая."

Продолжим начатую тему "упадка" различных государств, империй, династий и "цивилизаций". Достаточно раскрыть историю любого такого образования — что в древности, что в средние века — и мы непременно найдём там главу, которая часто так прямо и называется "Упадок". Авторы удручённо повествуют, что с такого-то времени это государство "вступило в полосу упадка" или "стало неудержимо клониться к закату". Элита пировала и "морально разлагалась", верховный правитель отчего-то резко потерял интерес к своей основной государственной деятельности и стал "ленивым королём", увлёкся звездочётством или алхимией, "центральная власть ослабела", местные правители, наоборот, усилились и стали один за другим выходить из подчинения и бунтовать, потом взбунтовались и народные массы... Во дворце началась чехарда слабых правителей, которых возводили на трон какие-нибудь евнухи, янычары или преторианцы, ну, а под конец либо весь этот цирк окончательно погрузился в кровавую смуту "воюющих царств", либо явился мощный завоеватель с Запада-Востока-Юга-Севера и — тоже не без крови, конечно — навёл свой порядок. Есть ещё и третий вариант, который реализовался, например, в Китае при воцарении династии Мин: победило народное крестьянское восстание, вождь которого, бывший крестьянин, стал императором и провёл серьёзные реформы в государстве. Это что-то вроде "варианта Араты", который мы разбирали в предыдущей главе.
Но вот вопрос: что же это за "упадок" таинственный такой? Ведь ясно, что это вряд ли связано с закатом рабовладения или феодализма как такового — эти социально-экономические эпохи продолжались позднее ещё целые века. Так в чём же дело?
На этот счёт существует, как ни странно, не так уж мало теорий, причём ещё домарксистских, чтобы не сказать — древних. Кратко пройдёмся по ним. Названия будут сугубо условные, поскольку выражали эти идеи самые разные мыслители, а мы произвольно берём только одного из них в качестве характерного примера.

1. "Теория Гельвеция", или роскоши. Самая, пожалуй, известная теория на этот счёт заключается в том, что соответствующие империи, династии, государства и цивилизации "погубила роскошь". То есть тяга их правящего класса к чрезмерно богатой, обильной и полной материальных благ жизни. Скромность нужна, скромность! :)
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) выразил эту мысль в стихах об "элите" Древнего Рима:

Богатством доблести была разбита сила,
Народ властительный изнеженность сгубила,
И трон, построенный из тронов ста царей,
Внезапно рушился от тяжести своей.


Впервые я прочитал эти строчки, ещё когда был школьником, мы только-только прошли "Историю Древнего мира". Помню, как они меня тогда поразили: нам-то много раз повторяли, что упадок Древнего Рима был связан с кризисом рабовладельческого способа производства (правда, это не очень объясняло, почему после эпохи гражданских войн цезарианцы сумели вновь укрепить пошатнувшееся было государство). Но, оказывается, возможен и такой взгляд, такое понимание событий! Так что эти строки Гельвеция ещё тогда мне прочно впечатались в память.
Разумеется, Гельвеций был лишь одним из множества мыслителей, которые выражали эту "теорию".
И действительно, в эпоху упадка правящий класс ведёт наиболее роскошный образ жизни за всю свою историю, этого отрицать никак нельзя! И более того, роскошь его существования неуклонно растёт и до этого, а потом вдруг резко обрывается крахом, распадом или завоеванием государства. Так не в этом ли и следует искать причину общего крушения? Логично, не так ли?
Более того, как ни забавно, но та же "теория Гельвеция" явственно угадывается и в строках известной революционной песни (выделение моё):

А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая.
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая.


Кстати, довольно любопытный пример библейской притчи, доставшейся в качестве идейного наследия революционерам.
Эта теория понятна и близка "простому человеку": элита бессовестно "зажралась" и тем самым подготовила своё крушение. В этом видится некая "высшая справедливость", "небесное возмездие". Как писал пролетарский поэт:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй!


Он гордился тем, что эти строчки пели матросы, шедшие на штурм Зимнего...
Увы, с научной точки зрения всё далеко не так очевидно. Да, роскошь "элиты" является характерной чертой любой эпохи "упадка", но вот только в ней ли его причина?

2. "Теория Конфуция", или ослабления власти. Однако "теория роскоши" — вовсе не единственная теория, объясняющая "упадок". Есть ещё теория, которой можно было бы присвоить имя Конфуция, поскольку этот древнекитайский мыслитель блестяще выразил её в словах:
"Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, приказы на карательные походы исходят от сына неба. Когда в Поднебесной нет дао, музыки, ритуала, приказы на карательные походы исходят от чжухоу (правителей уделов. — Прим. автора). Когда они исходят от чжухоу, редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни десяти поколений. Если же они исходят от высших сановников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни пяти поколений. Если же судьба государства оказывается в руках мелких чиновников, то редкий случай, чтобы власть не была утрачена в течение жизни трёх поколений".
То есть причиной упадка при таком видении является не роскошь правящего класса, а происходящее в нём рассредоточение власти, её перетекание "сверху вниз". И опять-таки это "верно"! Действительно, в молодом, формирующемся государстве власть верховного правителя достигает максимума, а потом, в ряду его преемников, она неуклонно снижается и ослабевает. Как это ярко выражено в арабской поговорке: "Династия состоит из основателя, продолжателя, подражателя и разрушителя". (Об этом, конечно, стоило бы ещё поговорить подробнее).
И снова тот же вопрос: всё так, но в этом ли причина?

3. "Теория Вергилия", или размежевания. Тут речь идёт уже не о власти, а о собственности. Общая собственность правящего класса становится частной, индивидуальной, и в этом — причина его (класса) упадка. Как ни забавно, но эту теорию также довольно ясно сформулировал Конфуций, однако, чтобы не повторяться, можно присвоить ей имя другого античного мыслителя — Вергилия, у которого тоже имеется похожая мысль.
Конфуций писал: "Когда шли по великому пути, Поднебесная принадлежала всем... Люди, выходя из дому, не запирали дверей. Это называлось великим единением. Ныне великий путь скрылся во мраке... У больших людей наследование стало нормой, стены и ограды, рвы и запруды стали их крепостью".
А Вергилий в "Георгиках" отсутствие межевых знаков на полях считал характерной чертой древнего "золотого века":
Даже значком отмечать
иль межой размежовывать нивы
Не полагалося. Всё сообща добывали. Земля же
Всё приносила сама и охотней,
без чьей-либо просьбы.

И опять-таки, в этом историческом наблюдении есть своя правда (хотя, конечно, далеко не столь универсальная: не всегда и не у всякого правящего класса был период "общей собственности"), и здесь тоже отражается реальность, но вот вопрос: в этом ли ключ и первопричина "упадка", или это просто только одно из его проявлений?

4. "Теория Иисуса", или междоусобиц. Да, и Иисус тоже в качестве исторического мыслителя сформулировал свой "закон упадка". "Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Матф. 12:25)
И опять-таки, бесспорно, верное наблюдение: как бы мирно, "бархатно" и даже "дружественно" ни начиналось разделение (перед глазами невольно всплывает пример "мирного" развода СССР на республики), потом оно почти неизбежно перерастает в гражданские войны и междоусобицы, трещины бегут уже по частям былого целого и... конец известен.

Приведённый список — разумеется, далеко не исчерпывающий перечень исторических теорий, объясняющих причины "упадка". И все эти теории без исключения, как исторические наблюдения, совершенно верны. Их даже можно назвать "историческими законами" — законы Гельвеция, Конфуция, Вергилия, Иисуса... Но это законы, выведенные именно из эмпирических наблюдений: если мы видим такие-то признаки, значит, налицо "упадок", и крушение империи/государства/династии недалеко.
А в чём же реальная причина "упадка" и почему он наступает?
Чтобы не затягивать пост, и без того уже довольно длинный, сформулирую пока ответ коротко. Для объяснения опять придётся прибегнуть к "биологизму". Впрочем, это, скорее, никакой не "биологизм", а всеобщее эволюционное правило, вполне пригодное к любой эволюции. Исторической и биологической — как частным случаям.
Но в биологии эти процессы хорошо знакомы, наверное, каждому. Как известно, новый вид создаёт себе новую нишу для существования, либо вытесняя из неё другие виды, либо формируя её там, где до этого не было "ничего" (как растения и животные, впервые вышедшие на сушу, или поднявшиеся в воздух). Но рано или поздно он достигает естественных границ, пределов этой ниши и своей численности. Что дальше? Дальше — остановка. Окружающий мир перестаёт поддаваться такому лёгкому, как это было вначале, освоению и покорению. Вот тут-то и возникает "волна жизни": прилив численности замедляется, а потом сменяется отливом. Новому виду приходится более тонко и гибко приспосабливаться, часто — принимать внешние формы, удивительно напоминающие его предшественников (по учебникам биологии кочует сравнение внешнего вида ихтиозавра, акулы и дельфина). Новый эволюционный материал при этом как бы отливается в старую форму.


Конвергенция в биологической эволюции: ихтиозавр, акула и дельфин

Ровно то же самое происходит и в историческом процессе. Новый правящий класс (или правящий класс нового государства) тоже пробивает себе дорогу, создаёт нишу, в которой он может существовать. Вытесняя предшественников или осваивая "новую территорию". Но в какой-то момент... дальше, впрочем, можно читать предыдущий абзац. :) С этого момента и начинается "упадок".
И, само собой, он совершенно неизбежен: всё равно, как день и ночь, утро и вечер, зима и лето, революция и контрреволюция, прилив и отлив...
Разумеется, сказанным тема вовсе не исчерпана, а всего лишь бегло обозначена, и подробнее об этом можно будет поговорить как-нибудь в другой раз.
Дополнение к посту см здесь.
Tags: История, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe
promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments