Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Диссиденты и война во Вьетнаме

На форум.мск попалась сегодня небольшая статья Влада Ривлина "Диссидентская этика", где автор, в частности, пишет:

"И на Западе, и на пост-советском пространстве советских диссидентов принято считать едва ли не эталоном нравственности. Безусловно, для того, чтобы выйти на Красную Площадь и открыто протестовать против ввода советских войск в Чехословакию, в 1968 году, нужно было обладать незаурядной смелостью, даже если у этих людей была мощная поддержка за рубежом. Но вот какой интересный момент: советские диссиденты выступали против ввода советских войск в Чехословакию, требовали свободы слова и соблюдения прав человека в СССР. Но до 1968 года и еще в течение пяти лет после него, во Вьетнаме гибли сотни тысяч людей. Американская армия убила в этой стране в общей сложности несколько миллионов человек (точных цифр пока нет, но сами вьетнамцы называют цифру в семь миллионов). Жан Сартр, Бертран Рассел, другие выдающиеся ученые и писатели на Западе прямо назвали действия американской армии во Вьетнаме геноцидом и даже созвали трибунал для суда над американскими военными преступниками. А где в это время были советские диссиденты? "По мнению Елены Боннэр, диссидентство 1960-х — 1970-х следует считать прежде всего нравственно-этическим движением" - цитата из Википедии. А что, в отношении вьетнамских крестьян, которых отстреливал с вертолета американский генерал, или зверски убитых американскими солдатами в деревне Сонгми, нравственно-этические нормы не распространялись?"
Ну, что тут можно сказать автору? "Учите матчасть!" Потому что советские диссиденты о вьетнамской войне ВЫСКАЗЫВАЛИСЬ. Другое дело — КАК они высказывались о ней.
Вот три цитаты, хорошо показывающие эволюцию взглядов диссидентов на этот вопрос (на примере академика А. Д. Сахарова).
Цитата 1. "Во Вьетнаме силы реакции не надеются на желательный для них исход народного волеизъявления, применяют силу военного давления, нарушают все правовые и моральные нормы, совершают вопиющие преступления против человечности. Целый народ приносится в жертву предполагаемой задаче остановки "коммунистического потопа".
От американского народа пытаются скрыть роль соображений личного и партийного престижа, цинизм и жестокость, бесперспективность и неэффективность антикоммунистических задач американской политики во Вьетнаме, вред этой войны для истинных целей американского народа, которые совпадают с общечеловеческими задачами укрепления мирного сосуществования.
Прекращение войны во Вьетнаме — это в первую очередь дело спасения гибнущих там людей. Но это также дело спасения мира во всем мире. Ничто так не подрывает возможности мирного сосуществования, как продолжение войны во Вьетнаме."
"...во Вьетнаме самая прямая ответственность лежит на США".

А. Д. Сахаров "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", 1968 год.

Как видим, эта точка зрения ещё практически совпадает с официальной позицией СССР по вьетнамской войне.



Цитата 2. "Американские критики вьетнамской войны ясно видели, что победа никак не приближается, и ошибочно, с моей точки зрения, считали, что она возможна лишь при условии таких решительных действий, которые поставят под угрозу весь современный мировой порядок. Короче говоря, они заранее считали войну проигранной и только искали из неё более или менее достойный выход... Я говорю о наиболее честных, исторически ответственных критиках войны (к числу которых я отношу, например, Элсберга, братьев Берриганов, Пола Майера и других). Наряду с ними была целая армия гораздо более шумных и безответственных критиков, фактических дезертиров и саботажников и политиканов, использовавших великую трагедию для своих узкополитических целей. Особенно возмутительна позиция многих европейцев, которые не ударили палец о палец для реальной помощи, но часто демагогически искажали сложное реальное положение и историческую перспективу. (Вот и ответ на позицию Сартра, Рассела и прочих! — А. М.). Многие критики участия США во вьетнамской войне полностью игнорировали, что война началась в результате прямого военного нарушения Женевских соглашений, что все эти годы непрерывно имело место мощное военное, экономическое и политическое вмешательство СССР и Китая, не только якобы бескорыстная помощь, но и прямое давление... Не учитывалось огромное значение верности США своим союзническим обязательствам для сохранения чувства уверенности во всем противостоящем коммунизму мире. Я считаю, что при большей решительности и последовательности в американских действиях в военной и особенно в политической областях можно было бы предупредить трагическое развитие событий. Политическое давление на СССР с целью не допустить поставок оружия Северному Вьетнаму, своевременная посылка мощного экспедиционного корпуса, привлечение ООН, более эффективная экономическая помощь, привлечение других азиатских и европейских стран — всё это могло повлиять на ход событий, тем самым предупредить войну со всеми её обоюдными ужасами. Очень велика ответственность других стран Запада, Японии и стран «третьего мира», никак не поддержавших своего союзника, оказывающего им огромную помощь в трудной, почти безнадежной попытке противостоять тоталитарной угрозе в Юго-Восточной Азии."
А. Д. Сахаров "О стране и мире", 1975 год.

А в этой цитате автор пишет уже практически с другой стороны баррикады, чем семью годами ранее. Лучше понять механику этого разворота, отнюдь не случайного, конечно, позволяет нижеследующий отрывок.

Цитата 3. "В начале августа 1968 года мы с Андреем Дмитриевичем оказались в одном самолёте, направляясь на международную гравитационную конференцию в Тбилиси... Я в весьма сдержанных выражениях сказал, что абзацы в "Размышлениях", посвященные вьетнамской войне, мне не понравились своей однозначно антиамериканской направленностью. Интересен ответ Сахарова. Он согласился, что всё не так просто с вьетнамской войной, но добавил, что отрицание или даже просто критическое обсуждение ещё и этого идейного стереотипа означало бы полное отторжение от потенциального читателя; в работе и без того достаточно способных отпугнуть непривычных идей, а он надеется, что "Размышления" будут прочитаны и услышаны советской интеллектуальной, научной элитой... Сахаров рассчитывал на прочтение его труда высшими советскими партийными идеологами и старался говорить на понятном им языке; и резкая отповедь «силам реакции» за преступления во Вьетнаме отражает желание быть услышанным также и западной либеральной интеллигенцией, сотни тысяч лучших, самых честных представителей которой активно боролись тогда против вьетнамской войны. Но этот мудрый и полностью себя оправдавший учёт Сахаровым мнений и психологии аудитории отнюдь не означает, что Андрей Дмитриевич написал что-то не соответствующее его убеждениям. Он никогда не кривил душой, а его неоднозначная реакция на аэродроме в Минводах просто означала, что в этот самый момент, отвечая на мой вопрос, он обдумывал проблему как бы с нуля, с чистой страницы, размышлял вслух".
Борис Альтшулер. Доклад "Эволюция взглядов Сахарова на глобальные угрозы советского Военно-промышленного комплекса: от "Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (1968 г.) до книги "О стране и мире" (1975 г.)", 1998 год.

Советский плакат 1990 года. А. Ваганов. "А.Д. Сахаров — светоч совести"

svetoch
Фото вьетнамских детей, обожжённых напалмом при бомбардировке их села вооружёнными силами США и Южного Вьетнама, 8 июня 1972 года.
Tags: История, Сахаров, диссиденты, мировая революция
Subscribe
promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments