Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. "Трава у дома", или Песня про неосвоение космоса

Сейчас нам трудно понять, почему полторы тысячи лет назад рассыпалась Западная Римская империя, на обширных европейских пространствах остановился технический прогресс, заглохли торговля и ремёсла, а на шумных прежде городских площадях, вроде римского Форума, стали пастись козы. И вообще на Европу опустился мрак «тёмных веков» средневековья. Между тем с нами самими, гражданами бывшего СССР, всего четверть века назад произошло нечто подобное, и если на Красной площади и «Майдане незалежности» до сих пор ещё не пасутся козы, то это только потому, что процесс развивается постепенно. Ведь и в Риме было так. Но всё к этому идёт... Однако для облегчения понимания случившегося будущему историку, который будет жить спустя полторы тысячи лет после нас, достаточно будет просто послушать песни, которые мы с удовольствием распевали накануне этой катастрофы. Вот, например:



Недавно в очередной раз услышал эту песню по радио, и в очередной раз поёжился. Ничего удивительного, что её снова и снова крутят — ведь это нынче официальный "Гимн российской космонавтики". Впервые её исполнил сам автор 12 апреля 1982 года, в передаче «Притяжение земли». Годом позже, в исполнении группы «Земляне», она уже стала лауреатом всесоюзного телевизионного конкурса «Песня Года—83».
Ну, а что, если вслушаться и, главное, вдуматься в текст? Тогда становится немножко неуютно. Потому что песня прославляет вовсе не освоение космоса, а наоборот, пребывание на нашей родной планете. Среди образов космоса — ни одного привлекательного и зовущего: «холодные звёзды», «ледяная синева» и т.д. Всей душой лирический герой песни устремлён на родную Землю — и какое, спрашивается, дьявольское лихо занесло его в проклятую космическую даль?
В какой-то дымке матовой,
Земля в иллюминаторе —
Вечерне-ранняя зоря.
А сын грyстит о матери,
А сын грyстит о матери,
Ждёт сына мать, а сыновей — Земля.


Кстати, в самом первом варианте стихов Владимира Мигули, которые легли в основу песни, никакого космоса не было и в помине, зато присутствовали такие говорящие образы, как «сарай», «глаза коровы» и, разумеется, «трава».
Ну, конечно, «трава у дома»! Ничего не имею против травы, а трава у дома — это всегда прекрасно, но только следует понимать, что трава у дома была и сто, и тысячу лет назад, и даже 10 тысяч лет назад. Да что там — она была и все 50 миллионов лет назад, когда далёкие предки человека ещё гордо носили хвосты и ни о каком космосе даже не мечтали, а их домами были норы, гнёзда и дупла. Это образ вечный, то есть, если называть вещи своими именами, образ, начисто отрицающий технический прогресс. И он прямо противопоставляется в песне освоению космоса, то есть олицетворению того самого прогресса.
И снится нам не рокот космодрома,
не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зелёная, зелёная трава.


Между тем СССР был основан на идее прогресса, это была стержневая, основополагающая идея данного исторического проекта. Коренное положение марксизма заключалось в том, что технический прогресс неизбежно порождает социальный, исторический. Вот под эту идею и строился СССР. Ну, а что происходит, когда строители начинают испытывать сильнейшее, прямо-таки нестерпимое отвращение к тому, что они строят? И не на высоту их тянет, а наоборот, с высоты непреодолимо влечёт вниз, к «траве у дома»?
Именно там они и оказываются.
Но ведь не всегда было так! Почему-то думаю, что молодёжь 50-х и начала 60-х годов совсем не поняла бы пафос песни «Землян» и недоумённо пожала бы плечами, услышав такое. Потому что ей, как раз наоборот, хотелось вверх, как можно выше, в «ледяную синеву», на орбиту и выше, дальше к «холодным звёздам».
Но к 80-м годам устремления общества развернулись на 180 градусов, и вместо романтических «пыльных тропинок далёких планет» даже певцы космоса стали неистово воспевать «траву у дома», «сарай» и «глаза коровы». Конечно, это всё было не случайно, это был весьма зловещий симптом глубинных социальных и классовых процессов, которые шли в обществе... и крайне тревожных. Сигнал опасности, в общем. Но никто это так не воспринимал, совершенно реакционные песенки, типа «Травы у дома» становились хитами и «песнями года» — ещё до всяких перестроек, заметим.
Ну, так что же удивляться, что мы все оказались на этой самой траве у разбитого корыта? Теперь в космос летают мощи и иконы святых, зато космические корабли всё чаще и чаще падают на траву. Скоро, вероятно, совсем летать перестанут...
«Так и мы иногда, упадая с высот достигнутых, ударяемся об унылую клеть нашей будущности». (с), Даниил Хармс

Tags: Даты, Искусство, Перестройка, Реставрация, СССР, борьба с наукой и техникой, космос
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “космос” Tag