
Пабло Пикассо. «Герника» (1937). Картина выполнена в чёрно-белой гамме
26 апреля 1937 года три эскадрильи бомбардировщиков немецкого легиона «Кондор», добровольческого подразделения люфтваффе, дотла разбомбили центр испанского города Герника, в стране Басков. Погибло, по разным оценкам, от 800 до 1654 человек. Тогда человечество ещё не привыкло к подобным актам воздушного разбоя. Небо не воспринималось как источник угрозы и смерти. Авиацию привыкли считать чем-то самым передовым, современным, шагом человечества в светлое научно-техническое будущее. И вот из этого продвинутого будущего, прямо с небес на людей внезапно посыпались бомбы! Это вызвало огромнейший шок во всём мире.
Германские нацисты воевали на стороне Франко, предводителя профашистского мятежа против Испанской Республики. Характерно, что франкисты долгое время отрицали сам факт воздушного налёта, упорно утверждая, что город сожгли сами республиканцы в рамках тактики «выжженной земли». Фашисты из века в век не меняются...
Самая смертоносная воздушная атака на Гернику началась в половине седьмого вечера. А в это время истребители сопровождения летали над дорогами, ведущими из города, и расстреливали бегущих в панике жителей. В городе не было бомбоубежищ — его жители могли спасаться только бегством. После налёта Герника горела ещё трое суток.
Последствия бомбёжки в Гернике:



Под впечатлением бомбёжки Герники художник-коммунист Пабло Пикассо по заказу республиканского правительства Испании создал своё знаменитое полотно «Герника» (1937), для Всемирной выставки в Париже.

Пабло Пикассо (1881—1973)
Испанский поэт и общественный деятель Рафаэль Альберти вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».

Возле «Герники»
Революционерка Долорес Ибаррури говорила о картине: «„Герника“ — страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы... Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме „Герники“, его всё равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».
Илья Эренбург писал: «Приехав из осаждённого Мадрида в Париж, я сразу пошёл в испанский павильон на Всемирной выставке и замер: увидел «Гернику». Потом я дважды её видел — в 1946 году в нью-йоркском музее и в 1956 году в Лувре на ретроспективной выставке Пикассо, — и каждый раз я испытывал то же волнение. Как мог Пикассо заглянуть вперёд? Ведь гражданская война в Испании ещё велась по старинке. Правда, для немецкой авиации она была манёврами, но налёт на Гернику был небольшой операцией, первой пробой пера. Потом была вторая мировая война. Потом была Хиросима. Полотно Пикассо — это ужас будущего, множества Герник, атомной катастрофы. Мы видим куски раздробленного мира, безумие, ненависть, отчаяние. (Что такое реализм и реалистичен ли художник, который пытается изобразить драму Хиросимы, тщательно выписывая язвы на теле одного или десяти поражённых? Не требует ли именно реальность другого, более обобщённого подхода, где раскрыт не отдельный эпизод, а суть трагедии?). Сила Пикассо в том, что самую глубокую мысль, самое сложное чувство он умеет выразить языком искусства».
В 1940 году, когда Пикассо находился в оккупированном нацистами Париже, к нему пришли из гестапо. На его столе они увидели открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы».

Плакат республиканского правительства Испании

Республиканский плакат, выпущенный после бомбёжки Герники: «Обвиняем фашистов — убийц невинных женщин и детей!»
Ну, а в современной Вики читаем, что картина, оказывается, помимо прочего, «передаёт ужас апрельской испанской революции (1931)» (sic!). Так теперь пишется история... :)
Journal information