Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Чего я не понимал в СССР и понял сейчас


За эти фотографии, сделанные в полуразрушенном храме в Татарстане, авторов фотосессии могут посадить

В СССР я прожил больше 20 лет, и многое из того, что делалось тогда, я не понимал, многое мне казалось неправильным. Например, я не понимал, зачем в стране нужно столько памятников Ленина. Причём ставились эти памятники, как правило, по инициативе "снизу" – стоило городку или даже селу дорасти до определённого значения, как в местном руководстве немедленно возникал вопрос: а не поставить ли нам памятник Ильичу? Инициатива двигалась наверх, там обычно давали добро, и памятник воздвигался... Мне казалось, что этих статуй в СССР избыточно много. Теперь, после декоммунизации и "лениноповала" на Украине, мне так уже не кажется. Наоборот, очевидно, что памятники сыграли именно ту роль, которую для них в плане "монументальной пропаганды" задумывал сам Ленин. "Останемся ли у власти или будем сброшены, – объяснял его позицию Л. Троцкий, – предвидеть нельзя... Он добивался, чтоб как можно больше поставлено было революционных памятников... во всех городах, а если можно, то и в селах: закрепить в воображении масс то, что произошло; оставить как можно более глубокую борозду в памяти народа".
Момент свержения памятников после победы открытой контрреволюции (которой Ленин опасался в 1918 году, но случившейся в реальности на 70 с лишним лет позже), как он и задумывал, оставил глубокую борозду в памяти народа. Пока – на Украине и в некоторых других бывших союзных республиках (в России массового "лениноповала" ещё не было). И резкое ухудшение жизненных условий простых людей, совпавшее с "годом лениноповала", запомнится надолго. И сыграет свою роль в будущем... Возможна ли лучшая, более наглядная и полезная пропаганда ленинских и большевистских идей? Думаю, нет.
А ещё я тогда, в СССР, не понимал, зачем нужно было сносить старые, закрытые, часто полуразрушенные церкви. Казалось бы: никакой опасности возрождения "кабалы святош" от них нет и не предвидится, тогда зачем? Пусть бы себе стояли, как своеобразные архитектурные украшения. Впрочем, в 70-е и 80-е годы старые церквушки не особенно-то и сносили, а вот в эпоху Хрущёва, до 1964-го, снос шёл полным ходом. "Перестраивая Москву, — заявлял как-то Никита Сергеевич ещё в 30-е годы, — мы не должны бояться снести дерево, церквушку или какой-нибудь храм». В 60-е годы он вполне следовал этой своей идее...
Но не далее, как вчера, мне стало ясно, что и здесь я ошибался.






Ещё фотографии и здание, в котором они делались

Понял я это после того, как вся клерикальная общественность в едином порыве потребовала примерно наказать девушку, 23-летнюю модель Ксению Низамову, снявшуюся в откровенной фотосессии в старой полуразрушенной церкви (на заглавной фото) в Татарстане. Тут забавно, что снимки делались для журнала свадебной моды "Совет да любовь", то есть издания, проповедующего примерно те же самые "скрепы", что и взбесившиеся клерикальные мракобесы. Но особенность нашей эпохи заключается в том, что одни мракобесы рвутся оплевать и переплюнуть других. Обожательница царя Николая II г-жа Поклонская клеймит и обличает другого обожателя того же самого царя режиссёра Учителя, потому что он обожает царя-батюшку немного иначе. Одни проповедники "скреп" и "семейных ценностей" требуют наказать других рекламщиков того же самого, потому что те видят и ценят эти "ценности" несколько по-другому...
Как заявил секретарь Казанского епархиального управления отец Владимир (Самойленко), девушку накажут высшие силы. "Это недопустимо. Действующий храм или полуразрушенный – не имеет значения, – сказал священник. – Рано или поздно, Господь накажет. Такие вещи ненаказуемыми не остаются. Но не ради наказания, а чтобы вразумить не только её, но и всех, кто так поступает. Рано или поздно Бог накажет".
А один из руководителей Следственного комитета России по Татарстану Андрей Шептицкий заявил: "Поскольку в действиях автора фотосессии могут содержаться признаки преступления, предусмотренные статьёй 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий), начата доследственная проверка".
Ну, и теперь спрашивается – не у клерикалов, конечно, у них спрашивать бесполезно, а у оставшихся разумными людей: прав был Никита Сергеевич, когда со странной и малопонятной тогда современникам настойчивостью сносил старые закрытые храмы? Вот эту церковь, закрытую ещё в 30-е годы, не снёс, хотя тоже мог бы. И тогда не было бы нынче "признаков преступления"...
Предотвратил бы ведь лютое нынешнее злодеяние гражданки Низамовой Никита Сергеевич! Негде было бы его совершать. Да только вот руки не дошли...


Карикатура Е. Шукаева эпохи "оттепели" и массового сноса церквей.
"– О чём вы думали, когда строили новый дом?
– Мы думали, что эта церквушка – памятник старины..."
Tags: История, клерикализм
Subscribe

Posts from This Journal “клерикализм” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Posts from This Journal “клерикализм” Tag