
Карикатура Кукрыниксов 1968 года в связи с убийством сенатора-демократа Роберта Кеннеди, брата убитого президента США Джона Кеннеди
Вспомнил один рисунок из советской печати года 1927-го. Автор рисунка высмеивал правые настроения, царившие в интеллигентской среде. На рисунке было изображено чаепитие "в академической семье". Дама говорила подруге (цитирую по памяти):
— Влияние большевиков всё-таки сказывается. Мой муж за последнее время сильно полевел. Он теперь — конституционный монархист!
К чему я это вспомнил? К тому, что все мы живём уже лет 30 в эпоху реакции, эпоху Реставрации. И, хотим мы того или нет, но "влияние реставраторов" типа Поклонской-Учителя "всё-таки сказывается". Не так, так эдак. И все мы, даже считающие себя крайне левыми и беспримесно красными, "сильно поправели". Часто — даже сами того не замечая.
Вот небольшой пример. Сейчас среди левых блогеров идут споры о том, кому следует сочувствовать и кого следует поддерживать в идущем в США "конфедератопаде". А теперь задумайтесь на минутку — да разве мыслимы были такие дискуссии в СССР, хоть при Сталине, хоть при Брежневе? Да никогда в жизни! Если бы "конфедератопад" в США случился в те, советские времена, то страницы нашей печати живенько заполнились бы карикатурами Кукрыниксов и Бориса Ефимова на ку-клукс-клановцев в балахонах и с факелами, которые выплясывают вокруг этих памятников. Вот, например, на заглавной картинке Кукрыниксов 1968 года явно видно сочувствие президенту-демократу Джону Кеннеди (который с СССР отнюдь не дружил) и его брату-сенатору Роберту против ультраправых. Либерал Кеннеди — не сахар, понятное дело, на Кубе чуть до Третьей мировой дело не довёл, но всякие ультраправые-то — ещё хуже! Тогда в СССР это было очевидно.
Ну, а если бы кто-нибудь вдруг вздумал публично выразить сочувствие памятникам конфедератам и их защитникам с "коммунистических" позиций, то при Сталине его в лучшем случае разнесли бы в печати или на партсобрании в пух и прах, а в худшем он уехал бы на "перевоспитание". При Брежневе за одно это не посадили бы, но и публичного слова, конечно, не предоставили. Скажем, академика Сахарова за то, что он публично похвалил пиночетовскую "эпоху примирения и консолидации", в печати в 1973 году много раз "обмакнули" в грязь и искололи ехидными шпильками (и поделом, конечно). Ну, то есть какой-нибудь упёртый диссидент-антисоветчик типа Солженицына или Леры Новодворской мог бы такую позицию — в защиту статуй конфедератов — выразить (кстати, она и писала в позднесоветские времена, что после победы северян демократия в США стала "неполноценной" — видимо, "расцвет демократии" счастливо совпал с эпохой рабовладения) — но в печати такая позиция никак не могла появиться. Разве что в насмешливых фельетонах.
Какой вывод? Очень простой: в эпоху реакции, в которую нам сейчас довелось жить, никто не должен и не может считать себя совершенно свободным от реакционной заразы. Не так, так эдак она найдёт подход к любому. Так было, например, в эпоху столыпинской реакции, когда В. И. Ленин не уставал воевать с соратниками, впадавшими то в одну, то в другую буржуазную ересь — если не в ликвидаторство, то в какое-нибудь богостроительство или богоискательство.
А у нас? Вчера ещё антимайданцы испытывали законное злорадное удовлетворение по поводу того, как позорно "левые" замайданцы и "нейтралы" по самые уши вляпались в густо-коричневое на Евромайдане. Когда одни прямо его поддержали, а другие доказывали, что бороться с ним не нужно. И они (антимайданцы) были тогда совершенно правы.
Ну, а сегодня "нейтралы" прыгают от того же злорадства до потолка — потому что сами антимайданцы разошлись по вопросу отношения к "конфедератопаду" в США. И часть заняла позицию, которая никогда не могла бы существовать в СССР в легальном поле...
В общем, вывод нерадостный. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Надо отдать себе ясный отчёт, что не только всё постсоветское общество за период реакции последних 30 лет проделало колоссальный путь вправо — но и "левые" и "красные" тоже чудовищно поправели. Так что злорадствовать, увы, нет оснований ни у кого — лучше трезво поглядеть в зеркало...
Journal information