Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

50 лет назад. Как это было: страна без религии


Выступление товарища Энвера Ходжа на Московском совещании представителей
81 коммунистической и рабочей партии 16 ноября 1960 года. Картина художника Гури Мади (Guri Madhi), 1974 г. Занятно показаны "испуг и смятение", охватившие советских руководителей от речи Ходжи — ошеломлённый Брежнев сжал кулак, а Хрущёв откинулся назад и рвёт с себя галстук, как будто задыхается


Не далее, как сегодня прочитал на сайте "Сен-Жюст", который публикует материалы Александра Тарасова (старый, ещё советских времён, "левый диссидент") такое любопытное мнение (видимо, косвенно связанное с последними событиями вокруг "Христианского государства"):
"Большевики совершили серьёзную ошибку, выбрав в качестве политики по отношению к религии и церкви буржуазно-демократическую, либерально-просвещенческую линию. До тех пор, пока существуют глупость, старческое слабоумие, интеллектуальная трусость (в форме, например, страха перед смертью), интеллектуальная лень (нежелание каждый день сознательно противостоять несовершенству окружающего мира) и мещанская ограниченность, религия будет востребована. Но поскольку все перечисленные выше персонажи — дураки, мещане и т.п. — не способны сами изобрести развёрнутые религиозные системы, они будут нуждаться в уже готовых — и, для самоуспокоения — институционализированных. Не надо делать им таких подарков. Надеемся, революционеры будущего сделают выводы из опыта нашей страны."
Вообще, опыт, когда красные в пределах одной страны попытались полностью ликвидировать если не религию, то церковь, был. Это случилось как раз 50 лет тому назад, в 1967 году, в Народной Республике Албания. Эта страна, поссорившаяся в то время с Москвой (не поддержавшая хрущёвскую критику Сталина) и остававшаяся в дружбе с Пекином. В 1983-1984 годах я, бывший тогда школьником, любил слушать передачи "Радио Тираны" на русском языке. Голоса дикторов были с небольшим акцентом, но, в общем, ясные, чёткие и понятные, они чеканили свой текст, и их было приятно слушать. Радио не глушили. В каждой передаче непременно звучали резкие обличения "хрущёвской ревизионистской клики" (хотя Никита Сергеевич к тому времени уже два десятка лет был не у власти, но Брежнева, Черненко, Андропова в эту "клику" тоже включали). А завершалась получасовая программа исполнением "Интернационала". Это производило особенное впечатление... И ещё немалое впечатление на меня произвёл эпизод, о котором я услышал тогда по "Голосу Америки" — что в 1967 году руководитель Албании Энвер Ходжа "распорядился публично сбрить бороды последним священникам в стране, и с этого момента религия в Албании считалась ликвидированной".


Энвер Ходжа (1908-1985) в своём кабинете

А "История Албанской Партии Труда", изданная в Тиране в 1971 году, об истории религии и церкви после революции писала так:
"Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви
от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов."
То есть после своей победы албанские коммунисты вначале в борьбе с религией и церковью шли по стопам советских большевиков. (Тут надо заметить, что в Албании в 30-е годы насчитывалось около 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков). Но к 1967 году решено было перейти к новому этапу борьбы с религией.
"В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все "святые места"; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии. Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти.
С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то
же время служившие притонами для враждебной деятельности. Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. [...] Закрытие церквей и мечетей еще не означало ликвидацию религии как мировоззрения.
Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. [...] "Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими
обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением... ещё не окончена."


Энвер Ходжа беседует с простыми албанцами

Действительно, не окончена — поскольку после крушения социализма в Европе, включая и Албанию, духовенство восстановило многие свои позиции в этой стране.
Из интервью албанского священника Григория Пелуши сайту "Православие.ру":
"В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Всё проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский".
А возвращаясь к цитате с "Сен-Жюста", с которой начался данный пост, замечу, что мысль эта — что политика большевиков по отношению к церкви была слишком мягка и либеральна, отнюдь не нова. Такой упрёк им делали анархисты и другие левые ещё в 1918 году. "Борьба с религиозной язвой... большевиками не ведется почти совершенно", — сожалела московская газета "Анархист" в сентябре 1918 года. Газета требовала немедленно закрыть все храмы, ставя большевикам в пример французских якобинцев: "В целях разоблачения религиозного шарлатанства французские рабочие вытаскивали на площадь мощи и разоблачали их перед народом, сжигали их. Вот какое завещание оставили нам французские революционеры 1793 года...".
Такие дела.

Источник:
http://saint-juste.narod.ru/news.htm
http://saint-juste.narod.ru/Ivanovo1.html
Tags: Даты, История, клерикализм, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments