Карикатура художника Ре-Ми с обложки либерального журнала "Новый Сатирикон" за май 1918 года к декрету Совнаркома: "Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке". Забавно, что в воображаемой "революционной кутузке" изображены как раз те памятники, которые не пострадали и сохранились до сегодняшнего дня: Петру I и Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого, а также фрагмент конного памятника Николаю I
В ходе недавних дискуссий вокруг "конфедератопада" в США некоторые российские левые (или считающие себя таковыми) договорились до того, что, мол, валить любые памятники, даже если это памятники Ельцину, Гайдару, Солженицыну... — плохо. В пример приводились Ленин и особенно Сталин, которые, мол, бережно сохранили памятники Медному Всаднику, Екатерине II, Николаю I, Александру I и даже Александру III (тот, который "стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте — обормот").
Однако это, мягко говоря, не совсем так. Да, перечисленные памятники царям сберегли, потому что сочли произведениями искусства, достойными сохранения, или частью истории. В этом смысле участники украинского "ленинопада" далеко обошли терпимых и уважавших историю большевиков, поскольку уничтожили все (sic!) памятники Ильичу на территории доступной им Украины. Начхав на их историческую и художественную ценность.
Но всё же следует заметить, что куда больше царских памятников большевики снесли. И под декретом об их сносе стоят подписи не только Ленина и Луначарского, но и (сюрприз! для тех, кто привык в пример "разрушителю" Ленину ставить Сталина) подпись Сталина.
Подписанный ими 12 апреля 1918 года декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг..." постановлял, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц».
В декрете говорилось: "Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы".
И вот 1 мая 1918 года был сброшен памятник генералу Скобелеву в Москве, на Скобелевской площади, которая превратилась в Советскую.
Памятник бравому генералу накануне сноса, окружённый лесами
Генерал, размахивая саблей, "полетел" с коня, на котором привык восседать
Мальчишка улыбается до ушей. Для него низвержение генерала и его лошади на мостовую — праздник
Боковые фигуры солдат, украшавшие памятник, тоже демонтировали
А вот как в том же мае 1918 года обошлись с памятником Александру III в Москве, возле храма Христа Спасителя. Так он выглядел до сноса:
Снос начался
Голова венценосца расстаётся с телом
Голова императора, короной вниз, съезжает на землю
Энгельс в 1887 году предсказывал, что в случае мировой войны "короны дюжинами будут валяться по мостовым и не будет находиться никого, чтобы поднимать эти короны". И действительно ведь, валяются
А это памятник Александру II в Кремле в исходном виде:
Но закончился и его срок:
27 марта 1924. Снос памятника Александру II в Ростове-на-Дону
Ещё о многих снесённых в те годы памятниках — Петру Первому, Ивану Сусанину и царю Михаилу Фёдоровичу, Екатерине II, Александру II, Александру III, Суворову... можно было бы рассказать. Но это уже не вмещается в один пост.
Общие выводы: как правильно отметил один из участников дискуссии вокруг "конфедератопада", памятники, пока они сохраняют политическую актуальность — это те же агитационные плакаты, только в бронзе и камне. Рассчитывать, что реакционеры или революционеры, придя к власти, не тронут плакаты своих врагов — величайшая наивность. Украина нам это продемонстрировала наглядно... Но бывает и наоборот, и хорошо, что бывает.
Ну, а тем, кого любая перемена лиц на постаментах, хоть царей на революционеров, хоть наоборот, возмущает, приходится задать риторический вопрос — не для ответа, а просто чтобы они сами подумали: может быть, вам просто революция не нравится?
P. S. Но больше всего в прошедшей дискуссии меня потряс один молодой юзер под вполне "культовым" ником "Верный Ленинец", который непринуждённо покрыл матом своего, с позволения сказать, "учителя", за тот снос памятников 1918 года. Как говорится, избавь нас, Марксе, от таких "верных учеников", а с врагами мы как-нибудь сами справимся. Такой лютый триумф постмодернизма даже для меня несколько внове...
Journal information