Не стало Михаила Державина. Можно вспомнить разные стороны его артистической биографии, но мне бы хотелось напомнить всего одну — роль "пана Ведущего" передачи "Кабачок 13 стульев" на центральном телевидении в 1966-1980 годах. Многие тогда считали, что эта советская передача не очень-то советская. Что это, хотя бы, за вызывающее наименование друг друга "панами", то есть, говоря по-русски, "господами"?! Господа все в Париже... Мало ли, что поляки так себя упорно именовали даже в Народной Республике, зачем этот явно несоциалистический обычай вносить в СССР? Да и сама зарубежная эстрада, которую видели зрители "Кабачка", была совсем не красной, а аполитичной, если не хуже... И так далее.
В том же духе высказывался в "святые" 90-е годы и сам Державин: "Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции, стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом".
Ах, аццкий официоз! Ах, благословенная отдушина, свет в окошке! Но главный фокус заключался всё-таки в том, что в 90-е годы "Кабачок" не воскрес. Хотя тогда все его основные персонажи — и пани Моника (Ольга Аросева), и Спартак Мишулин (пан Директор), и Зиновий Высоковский (пан Зюзя), и все прочие паны и пани были живы и здоровы. И клятого "официоза" не стало. Но он не возобновился (если не считать одной небольшой "мемориальной" передачи в середине 90-х). Почему? А вот просто потому, что домашняя, уютная, безопасная, попросту говоря, добрая атмосфера "Кабачка" не сочеталась с торжеством дикого капитализма 90-х, где неукоснительно действовал закон "человек человеку волк" и на улицах ежедневно происходили отстрелы "не вписавшихся в рынок" бизнесменов. (Про простых людей, тоже "не вписавшихся" и загибавшихся от многомесячных "невыплат" зарплат и пенсий, и говорить не приходится). Не мог же явиться на заседание "Кабачка" и спокойно включиться в его атмосферу какой-нибудь "пан Киллер" или "пан Рэкетир"...
Так что атмосфера "Кабачка", несмотря на весь его "заграничный" антураж, была всё-таки 100-процентно советская, точнее даже сказать, "застойная". И если кто-то хочет эту атмосферу тех лет ощутить — посмотрите сохранившиеся выпуски "Кабачка". И не случайно постоянным зрителем передачи был сам генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев... А в создании этой атмосферы на экране, безусловно, огромная роль принадлежала Михаилу Державину, "пану Ведущему" передачи. Таким он и запомнился миллионам тогдашних телезрителей СССР.
Journal information