
Героя новостей сегодняшнего дня мне довелось один раз видеть собственными глазами. Было это почти ровно десять лет назад, на т. н. "Марше несогласных" 3 марта 2008 года. Как раз в дни избрания г-на Медведева президентом. Милиция (тогда она ещё так называлась) хватала и уволакивала в свои машины всех (в основном это были лимоновцы и АКМ-овцы), кто проявлял хоть какие-то признаки активности: зажигал файер, или разворачивал плакат, или поднимал флаг. Так что всё мероприятие шло как бы вспышками.
И вот я увидел в толпе какого-то человека в кожаной куртке... я даже вначале не понял, что это пресловутый "гомогенизирующий лидер" (как метко окрестил его идейный учитель Егор Гайдар), хотя лицо его видел, естественно, на экранах. Меня поразило физическое ощущение лощёности и респектабельности, которое от него исходило. Он был как будто и здесь, посреди уличной толпы, и не здесь, а где-то социальным этажом выше. Так бы выглядел, наверное, пассажир "Титаника" класса "люкс", затешись он между пассажирами третьего класса. Только спустя минуту, наверное, когда мои глаза привыкли к ощущению незримого, но ослепительного сияния, исходившего от данной VIP-персоны, я понял, что это Никита Белых. Лидер "Союза правых сил", главный либерал всея Руси...
Нет, он не выкидывал флажков и плакатов, тем более не зажигал файеров, как нацболы. Просто стоял и негромко разговаривал с журналистами, мгновенно облепившими его со всех сторон, как мухи облепляют что-то для них вкусное и сладкое. И тут... Очевидно, милиционерам по рациям поступила команда действовать. И я увидел руки блюстителей порядка, протянувшиеся со всех сторон к данному сиятельному персонажу, они вцепились в него — и поволокли.
Процитирую собственный репортаж об этом событии, написанный в тот же день, 3 марта 2008 года, по свежим следам: "...в кожаную куртку вождя СПС вцепляется сразу несколько рук омоновцев. Вцепляется крепко, явно показывая намерение тащить и не пущать. Он оборачивается, на лице его написано изумление. Как! — он ведь ничего не делал - не жёг файеры, не скандировал, не безобразничал... — только негромко разговаривал. Неужто и это запрещено? Но по новым временам и беседы уже вполне достаточно для задержания. И г-на Белых уволакивают в автобус. В момент его задержания какой-то из демонстрантов, не сдержавшись, с неподдельной радостью выкрикивает:
— Замечательно! Замечательно!..
Восторг его понятен — он думает, что после такого скандального казуса официальным либералам поневоле придётся занять более радикальную оппозиционную позицию. Хотя это ещё бабушка надвое сказала... Более вероятно, что логика вещей разбросает политически пёструю группу задержанных 3 марта (лидер СПС, активисты АКМ, нацболы...) на разные стороны баррикады... Впрочем, время покажет...".
Тогда я не ошибся: уже через несколько месяцев г-н Белых занял пост губернатора. По этому поводу я в том же 2008 году опубликовал заметку под названием "Марш несогласных белых медведев", в которой писал:
"...И вот мы уже видим вчерашнего несогласного на видном государственном посту. Оказывается, это только простых граждан с маршей несогласных развозят по "обезьянникам" — с тумаками и шишками, а иногда и с проломленной головой. А более сановитых особ милицейский "бобик" доставляет прямиком в губернаторскую резиденцию, причём омоновский конвой по пути плавно превращается в почётный кортеж телохранителей. Крутой маршрут, ничего не скажешь!
А назначение-то — знаковое. Что же важное хотели сообщить нам президент и новоиспечённый губернатор, устраивая свой показательный "парад дрессированных белых медведев"? Очень просто: что их ничто не разделяет. Сегодня — в "бобике", завтра — в губернаторском кресле. Милые бранятся — только тешатся. А вот рядовые несогласные так и останутся там, где были — под дубинками ОМОНа..."
Так г-н Белых превратился в "самого молодого губернатора России". "Как когда-то Столыпин", многозначительно шептались поклонники... Но волшебная сказка не окончена, и теперь мы видим продолжение этих чудесных метаморфоз. Вчера в губернаторском кресле, сегодня — в "бобике" и на нарах. Часы пробили полночь, и шикарная губернаторская резиденция, как по мановению волшебной палочки, превратилась в тюремную камеру с глазком и парашей в углу. Кортеж телохранителей преобразился обратно в вологодский конвой, который шутить не любит, мерседес — в тыкву, а лакеи — в крыс. Крибле-крабле-бумс!..
Или, как по другому поводу писала некогда одна писательница, очень любимая диссидентами:
Но вот теперь смотри: твои дела
Тебя погубят мощной волей рока!
Ты видишь, гад? Тарпейская скала
От Капитолия совсем не так далёко.
Journal information