Владимир Памфилов (1904—1970). «Подвиг Александра Матросова». 1965
27 февраля — день подвига Героя Советского Союза Александра Матросова (5 февраля 1924, Екатеринослав, ныне Днепр — 27 февраля 1943, деревня Чернушки). Подвиг, как известно, состоял в том, что Матросов закрыл своим телом вражескую амбразуру, что дало его товарищам несколько необходимых секунд, чтобы её уничтожить.
На передовой Александр пробыл совсем недолго. Это полный текст его последнего письма, написанного накануне гибели, и адресованного Лидии Кургановой, девушке, работавшей в одном из госпиталей Уфы. Матросов познакомился с ней незадолго до своего ухода на фронт.
«Дорогая Лида!
Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой».
Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному.
Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу — электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать.
Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю...
Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живёшь-живёшь — и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад.
Твой Сашок».
Александр Матросов
Александр Матросов играет в снежки. 1940—1941
Л. Панова. Подвиг А. Матросова. 1986
Советская открытка. «Александр Матросов»
Алексей Ковалёв (1915—2000). Лаковая палехская шкатулка «Александр Матросов». 1948
Александр Куркин (1916—2003). Лаковая палехская шкатулка «Александр Матросов». 1947
Александр Кузьмичёв (1936 г.р.). Панно декоративное «Александр Матросов». 1968
Игорь Раздрогин (1923—2018). Александр Матросов. 1957. Автор картины — сам ветеран войны, ушёл на фронт добровольцем, трижды ранен в боях
Весьма характерно менялось отношение к Матросову и его подвигу в советское и постсоветское время. А такое изменение было, причём ещё до крушения социализма и СССР. Отрывок из очерка Леонида Гуревича из журнала «Юность» за 1987 год:
«...Смеялись мальчишки во время финальной сцены из старого кинофильма «Александр Матросов», который показывали в пионерском лагере. Мы, подростки пятидесятых, ходившие на этот фильм много раз, не стесняясь друг друга, плакали вновь и вновь, видя, как Матросов бросает гранату на амбразуру дзота и не попадает. Мы верили тогда в жизнь на экране, хотя снята она была без особых режиссёрских и операторских ухищрений. Через тридцать лет мальчишки, такие же мальчишки, смеялись».
Плакат к художественному кинофильму «Рядовой Александр Матросов». 1947
Смеялись! В пионерском лагере! Ещё до перестройки или в самом её начале, когда на память Матросова никто ещё публично не покушался. Как это объяснить? Можно сколько угодно возмущаться «падением нравственности» и т.п., но это, на самом деле, ровным счётом ничего не объясняет. Реальное же объяснение довольно просто и печально. Чтобы понять его логику, можно провести параллель с отношением французов к подвигам... Жанны д'Арк. Во времена монархии французы боготворили Жанну и восхищались её мужеством, потому что почитание образа Жанны и её геройства приветствовалось правящим классом, дворянством, и вполне соответствовало его ценностям. Но постепенно поднялся новый класс, буржуазия, и чуть ли не первое, что сделал идеолог этой восходящей силы, Вольтер — с ног до головы язвительно осмеял «святую Жанну» (как именно осмеял, любителям его творчества и французской истории хорошо известно, я же умолчу, но замечу, что максимально неделикатным и неприличным образом). А вскоре французские революционеры уже жгли реликвии, оставшиеся от Жанны, как служительницы проклятого королевского трона...
Вот примерно то же самое, только наоборот, произошло и с образом Александра Матросова. В СССР начала 80-х исподволь начиналась ползучая буржуазная реставрация. Начинается она всегда, как писал ещё Антонио Грамши, «молекулярным» образом, в головах людей. Ценности буржуазии (через разные неформальные течения типа «стиляг», западные моды и буржуазный стиль потребления и поведения), как губка, впитывала молодёжь. У буржуазии были свои герои — например, валютчики Рокотов и Файбишенко. А красноармеец Матросов для неё вовсе не был героем, наоборот, он был лютым врагом, и его подвиг подлежал осмеянию и дискредитации. Отсюда и описанный выше смех в пионерском (!) лагере, и анекдоты о Матросове, вроде такого: «Кто такой Павлик Матросов? Это пионер-герой, который закрыл вражескую амбразуру телом своего отца». Или: «Загадка: сам не стреляет и другим не даёт? Отгадка: Александр Матросов!». Или: «Какие были последние слова Матросова? — Проклятый гололёд»... В ярко антисоветской и антикоммунистической фантастической книге Виктора Пелевина «Омон Ра» (1991) упоминалось «пехотное училище имени Александра Матросова», выпускные экзамены в котором сопровождались пулемётными очередями (чтобы сдать экзамен, курсанты должны были бросаться грудью на амбразуру).
Ну, а после крушения СССР стала возможна уже прямая и официальная «декоммунизация» имени Матросова. По иронии судьбы, чуть ли не первой она прошла в Таджикистане, в 2016 году, где в Душанбе переименовали улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны — Зои Космодемьянской, Александра Матросова и Николая Гастелло. Антисоветская Украина в этом процессе даже слегка подотстала, не говоря про Россию... А ведь Таджикистан — страна, где якобы «победили» в гражданской войне начала 90-х противники «демократов», чуть ли не «коммунисты». Которые, на поверку, оказались ровно такими же точно буржуазными националистами, только чуть менее откровенными, чем их противники...
Вот такие грустные дела. Увы, классовая механика истории столь же неумолима и беспощадна, как и обычная физическая механика. Но есть в ней и положительная сторона. После революции французы постепенно вернули Жанну д'Арк в список своих национальных героев. Конечно, то же будет и с именем Матросова. Да это и уже происходит. Современные молодые люди с недоумением спросят своих дедушек — тех поседевших и полысевших пионеров 80-х, которые тогда весело смеялись, — как они могли над ЭТИМ смеяться... И те в ответ будут только смущённо разводить руками и опускать голову...
Пример современного отношения к подвигу Матросова:
Лидия Куклис, Владимир Шумский. Александр Матросов. 2016
Journal information