Но тут надо отметить один весьма любопытный и важный нюанс. Дело в том, что большевики, вообще-то, были хорошо знакомы с историей своих предшественников, якобинцев. Недаром Ленин называл своих товарищей "пролетарскими якобинцами". И они прекрасно понимали, что именно стремление к личной безопасности, личной неприкосновенности было главным мотором французского Термидора. По крайней мере, для его политической "надстройки". Поэтому они изначально решились на меру, которую безо всякого преувеличения или кавычек следует назвать термидорианской. То есть позаимствовали у Термидора тот самый "принцип неприкосновенности" (большевиков, включая и оппозиционеров). И до августа 1936 года, расстрела Зиновьева и Каменева, то есть более 18 лет после революции, несмотря на самую острую борьбу внутри ВКП(б), этот принцип худо-бедно держался. И, разумеется, отмена его в 1936 году, ставшая результатом довольно острой борьбы в верхах советского общества, была, с точки зрения автора этих строк, событием вполне реакционным. А вот "восстановление" "неприкосновенности" советских верхов в 1956 году стало, как ни странно, продолжением этой же реакции... Такой вот несколько неожиданный парадокс. Когда вполне термидорианскую меру провели в 1917 году революционеры, она служила интересам революции. Когда ту же самую меру в 1956 году "возобновили" термидорианцы, она стала служить интересам реакции... Кстати говоря, Ленин отлично понимал эти диалектические парадоксы, когда в начале нэпа обращался к меньшевикам примерно с такой фразой (цитирую по памяти): мы, большевики, вынужденно идем на отступление. Вы, меньшевики, приветствуете это и горячо одобряете? А позвольте за это поставить вас к стенке! Иными словами: что позволено Юпитеру, то не позволено быку, что позволено, скрепя сердце, делать революционерам, то не позволено, с радостью в сердце, одобрять всякой контре. Такие дела...
P.S. Что же касается истории принципа неприкосновенности большевиков, то о нем и его отмене в 1936 году можно было бы вспомнить немало ярких и драматических эпизодов. Карт-бланш, выданный Лениным Троцкому, когда члены Политбюро стали обвинять его за расстрел дезертиров в 1918 году под Казанью (а среди них были и отдельные коммунисты, так что формально принцип был нарушен)... Сбор подписей в Обществе старых большевиков в 30-е годы против расстрела Зиновьева и Каменева (что стало одним из поводов к роспуску Общества). Просьбу Крупской и Ульяновой (о которой недавно шла речь в связи с днем рождения Крупской) сохранить жизнь тем же двоим (конечно,если верить свидетельству Кольцова и Ефимова). Введение возможности осужденным по закону от 1 декабря 1934 года просить о помиловании накануне суда Каменева и Зиновьева... Разумеется, и сам выстрел 1 декабря 1934 года в Смольном, который стал "казус белли" для отмены этого принципа... Расстрел Якова Блюмкина, который (расстрел) формально тоже нарушал этот принцип, но в этом смысле "не сработал", поскольку Блюмкина устойчиво помнили как левоэсера, к тому же запятнавшего себя авантюрой 6 июля 1918 года... Ну, и еще много разных острых и драматических поворотов истории...
А какие выводы должны для себя сделать революционеры на будущее? Думается, это очевидно. Китайские революционеры сделали для себя выводы из ошибок своих советских предшественников, как те - из ошибок якобинцев. Что бы там ни говорили, но культурная революция гораздо бережнее отнеслась к жизни старого поколения коммунистов. Например, Дэн Сяопина нещадно подвергали критике, но к стенке, как Бухарина, не поставили. Теперь сравним ситуации в СССР и КНР накануне 69-летия революции, и сделаем довольно очевидные выводы...
Journal information