Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (3). Красота — это повторение



Начало здесь, продолжение здесь.

Возможно, те, кто читал предыдущие посты этой серии, будут несколько удивлены таким неожиданным поворотом темы (видным из заголовка). Речь шла про эволюцию, про какие-то законы изменения численности, и вдруг — эстетика? Теперь очевидно, что автор окончательно рехнулся. При чём здесь это? Однако, думается всё же, что, хотя эту тему можно было бы пока и отложить на потом (оставив при этом, правда, некоторый зияющий пробел в рассуждениях), любому, кому хватит терпения дочитать этот пост до конца, станет ясно, что данная тема отнюдь не случайна в этой серии постов, а вытекает из написанного ранее, можно сказать, напрямую и со всей железной необходимостью.
Красота! Сколько на свете существует определений красоты и прекрасного, хороших и разных. Вероятно, сколько мыслителей раздумывало на эту тему, столько было и определений. Автор этих строк читал когда-то давно, ещё году в 1981-м, рассказ иностранного фантаста, в котором учёные-физики случайно вывели формулу красоты. Достаточно было следовать ей, даже не имея никаких представлений о прекрасном, чтобы создать эстетически совершенное произведение. И самое забавное, что автор этого рассказа был не так уж неправ... Только "формула" эта проще, гораздо проще всего, что можно только вообразить.
Тем, кто застал СССР, вероятно, памятны также популярные в те времена рассуждения Н. Г. Чернышевского, который тонко подметил, что представления о красоте у разных социальных классов неодинаковы. А само чувство красоты писатель связывал с представлением о "хорошей жизни". "...Чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щёку — первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна, — это также необходимое условие красавицы сельской; светская «полувоздушная» красавица кажется поселянину решительно «невзрачною»... потому что он привык считать «худобу» следствием болезненности или «горькой доли». Но работа не даст разжиреть: если сельская девушка толста, это род болезненности, знак рыхлого сложения, и народ считает большую полноту недостатком. У сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает, — об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях".
Это уже немножко опровергает обывательское представление о том, что понимание красоты "вложено в нас природой". Если так, то почему тогда природа вложила столь противоположные идеалы красоты в головы аристократа и простолюдина? А когда искусствоведы и этнографы стали разбираться в идеалах красоты разных рас и народов, то выяснилась ещё одна любопытная вещь. Европейцу, например, кажутся наиболее красивыми те лица африканцев, которые сильнее всего похожи по форме на европейские, только окрашены в чёрный цвет. А самим африканцам самыми совершенными кажутся лица, в которых преувеличенно выражены все характерные черты чёрной расы: то есть широкий и уплощённый нос, толстые губы и т.д.

Каково же решение всех этих загадок? Напомню, что в конце предыдущего поста я поставил вопрос: "каждому человеку было бы очень полезно иметь в себе внутри, так сказать, "машинку Стругацких". И не только для текстов, а для всего на свете. Которая мгновенно определяла бы, с чем он столкнулся: с "вымирающим" объектом, который вот-вот сгинет с лица земли и канет в небытие, или с объектом, численность которого растёт, так что он, того и гляди, заполонит собой весь мир? И не то, что это было бы просто полезно, а прямо остро необходимо для выживания. Пожалуй, такое "чувство численности" было бы не менее жизненно важно, чем зрение, слух, осязание, вкус и т.д.
Ну, а если это чувство было так важно, полезно и необходимо, то эволюция за миллиарды лет просто обязана была его изобрести! А если обязана, то, значит, и изобрела. :) И оно у нас действительно есть, и мы им пользуемся каждую минуту (если не гораздо чаще). Однако мы не всегда понимаем сами, как это чувство действует и что оно, собственно, собой представляет. Как это ни забавно, но оно тщательно замаскировано... по большей части, конечно, нами самими."

Думаю, читатель уже понял, что речь как раз и идёт об эстетическом чувстве. Которое свойственно вовсе не одному только человеку (а впервые возникло, по данным современной науки, ещё во времена аммонитов). И которое каждую минуту и секунду деловито сообщает нам при взгляде на любой предмет и явление, абсолютно по любому поводу: "это мы видели/слышали около тысячи раз, и встречаем всё чаще... а это мы встречали миллион раз... а это встречали около 100 раз, и видим всё реже... а этого мы никогда раньше не встречали". То есть, если говорить совсем коротко, то красота — это повторение.
Именно поэтому африканцу кажутся наиболее красивыми типично африканские черты лица, выраженные в преувеличенной форме, а европейцу — европейские. Аристократу кажутся прекрасными типичные черты женщин его круга — слабость, изнеженность, худоба, бледный цвет лица, маленькие ручки и ножки и т.д. Крестьянину, наоборот, люб румянец во всю щёку, умеренная полнота и прочие признаки пышущего физического здоровья и силы. Ну, а что такое в этом случае "редкая красота", и как вообще она может быть редкой? Это соединение всех перечисленных признаков красоты в одном объекте, которое действительно встречается редко и делает его безупречным и совершенным...

Встретив впервые нечто невиданное нами ранее, мы обычно не можем сразу сказать, красиво это или нет, или даже воспринимаем увиденное как нечто нелепое, безобразное — своего рода "эффект гадкого утёнка". То же касается новых произведений искусства. К ним надо несколько "привыкнуть", чтобы распробовать. Например, новая песня редко с первого раза производит на слушателей максимальный эмоциональный эффект. Во второй раз — эффект обычно сильнее, чем в первый, и ещё некоторое время он усиливается, пока не достигает максимума. Хотя авторы современных песен, как известно, беззастенчиво пользуются "эффектом повторения", без стеснения повторяя одну и ту же фразу десятки раз. То есть тупо бьют по нашим рефлексам, которые говорят нам, что повторение — это и есть красота. И ведь обычно попадают без промаха, вот что интересно. :)
В общем, если говорить упрощённо, то нечто, встреченное впервые, будет казаться нам безобразным (как "гадкий утёнок"). Встреченное десятки или сотни раз — эстетически приемлемым. Тысячи раз, да ещё с нарастающей частотой — красивым. Десятки или сотни тысяч раз — прекрасным, совершенным, эталонным образцом красоты. То же самое относится, например, и к новым словам — в первый раз услышанное новое словечко обыкновенно "режет и царапает" слух, в десятый раз — воспринимается уже нормально, а в тысячный раз — точно на своём месте...
Кстати, ровно то же касается и идей, изложенных в настоящих текстах. :) Если они для вас выглядят новыми, то, вероятно, кажутся поначалу нелепыми, странными или абсурдными. При десятках повторений с разных сторон вы уже сочтёте их приемлемыми, а там, глядишь, — и совершенно бесспорными и очевидными...
Между прочим, я убедился в этом, когда начал повторять довольно нечастую вначале мысль, что переживаемая нами с начала 90-х годов историческая эпоха аналогична эпохам Реставраций Французской и Английской революций. Даже странно вспоминать, какое неприятие и агрессивную реакцию слушателей вызывали подобные мысли в 90-е годы. В 2000-е годы они воспринимались скорее как спорная, экзотическая, хотя и вполне допустимая теория. А в нынешнее время, боюсь, скоро придётся изменять название настоящего блога, поскольку эта мысль уже стала заезженной банальностью и избитым общим местом!

Продолжение здесь.

UPD. Из комментариев. Вот картинка, хорошо иллюстрирующая мои рассуждения насчёт парадоксального, на первый взгляд, понятия "редкой красоты". Это среднестатистические молодые женские лица различных народов мира, полученные с помощью сложения портретов представителей той или иной страны. Так вот, думаю, что "идеал красоты" соответствующего народа будет чрезвычайно близок к такому типичному, обобщённому лицу. Однако ИМЕННО ТАКОЕ лицо, как на картинке, встретить в реальности довольно сложно, чем-нибудь реальное лицо да и будет от него отличаться. Зато, если оно и впрямь встретится, люди скажут, что оно обладает "редкой красотой", и девушка с таким лицом будет иметь очень хорошие шансы выиграть конкурсы красоты и стать "мисс" данной страны.


Продолжение здесь.

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
Tags: Эволюция, биологическое, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И. Ульянова (Ленина), ещё…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments