Herbert Smagon. Падение берлинской стены
Довольно занятно увидел падение Берлинской стены ярый антикоммунист и антисоветчик немецкий художник Герберт Смагон (1927 года рождения).
Картина изображает вполне реальное историческое событие, случившееся в ноябре 1989 года, как его увидел художник, но я, как хотите, при взгляде на картину сразу вспомнил эпизод из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" (1965). Там главный герой, если помните, совершил путешествие в воображаемое будущее и оказался у Железной Стены, которая "разделяет два мира – Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим".
"– Любопытно, – сказал я. – А нельзя ли посмотреть? Что это за Мир Страха?
– Конечно, можно. Вот коммуникационная амбразура. Удовлетвори своё любопытство.
Коммуникационная амбразура имела вид низенькой арки, закрытой броневой дверцей... Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову. Воздух показался мне сладким, а мир – прекрасным."
Конечно, тогда, в 1989 году такая аналогия не пришла бы в голову, потому что люди искренне верили, что падение Железной... то есть, виноват, Берлинской стены как раз и переносит их навсегда в "Мир Гуманного Воображения". "Красивая блондинка с неприличной татуировкой меж лопаток, голая и длинноногая" – это куда ни шло, но "грохот разрывов" и "ветер недалёкого ядерного взрыва" – помилуйте, с какой стати? Наоборот, все тогдашние либеральные СМИ в один голос сулили после падения Берлинской стены мир, только мир, вечный мир. Мол, закончится эта бессмысленная, ненужная "классовая борьба", устроенная на пустом месте аццкими коммуняками, и тут же настанет благословенный "Конец Истории".
Ну, вот и провели исторический эксперимент. Советский Союз был разрушен, социализм в Европе похоронен. А войны? Войны за почти 30 лет после буржуйского триумфа никуда не делись. Наоборот, они стали разрастаться и полыхать всё шире, в том числе и в Европе, где их сорок с лишним лет после 1945 года не видели.
Правда же заключается в том, что история буржуазии – это история бесконечной кровавой конкуренции всех против всех, – а значит, и вечных войн. Из одной такой кровавой купели 1914-1918 годов и родился социализм. Родится он и ещё, и ещё раз, как только мир благодаря заботам господ буржуев в очередной раз хорошенько умоется кровью. А всё именно к этому и идёт... Сомневаетесь? Почитайте свежие новости, про "вторую холодную войну", а может, и "третью горячую". Возможно, полярный лис посетит этот мир ещё не сегодня, и даже не завтра. Но в том, что он неуклонно приближается, всё ближе и ближе, сомнений, по-моему, быть не может.
Ну, а этот серый мир, с отвращением нарисованный художником-антикоммунистом по ту сторону Стены, теперь начинает выглядеть совсем иначе, не правда ли? "Воздух показался мне сладким, а мир – прекрасным." Это и был, как выясняется, Мир Гуманного Воображения.
Так что ж тем, кто хотел вернуться назад, в 24 октября 1917 года, жаловаться на вторую холодную войну, она же третья горячая? Вы же хотели вернуться назад? Вы, кажется, забыли, что именно в этот день в Европе и мире полыхала мировая война, вовсю крутилась человеческая мясорубка, в которой гибли миллионы. Вот вы и вернулись именно туда, куда хотели.
С возвращением вас!
Journal information