Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

К юбилею Ивана Ефремова



Кроме Владимира Ильича, сегодня отмечается день рождения советского писателя Ивана Антоновича Ефремова (1908—1972). Немножко странно, что, кажется, сегодня никто из считающих себя последователями его идей в ЖЖ, не отметил 110-летний юбилей своего учителя. Может быть, они не признают юбилеев? Тогда отмечу я, хотя к безоговорочным сторонникам его идей вовсе себя не отношу. Мне даже и в советское время была как-то ближе и понятнее фантастика Александра Беляева и (сейчас это, возможно, как-то неловко звучит) братьев Стругацких. Хотя и Ефремова я читал не без интереса.
Чем ценен сегодня Ефремов? А вот скажите, многие ли из мыслителей 60-х и 70-х годов предупреждали нас, что отказ от коммунизма приведёт не к "свободе и демократии", не ко всеобщему миру, а к "песку и пыли на мёртвой планете"? Но сейчас мы видим постепенное развитие мировой ситуации именно к такой печальной развязке, а вовсе не к обещанному антикоммунистами "концу истории". В "аццком тоталитарном" СССР было немало людей, оригинально и самостоятельно мыслящих, в том числе и среди людей пишущих — можно вспомнить, например, братьев Стругацких, или Льва Гумилёва, или Михаила Бахтина, или, прости господи, Даниила Андреева... но беда в том, что все они в итоге приходили к антикоммунистическим и откровенно реакционным взглядам. Или и вовсе не удалялись от них. А Иван Антонович — достаточно редкое исключение. При всей спорности многих его суждений, он неизменно мыслил в направлении социализма и коммунизма.
Поэтому его идеи и плодотворны сегодня, и вызывают столько споров и дискуссий, в то время как идеи его антиподов, увы, никуда не ведут, кроме как в мрачные и тёмные тупики истории. Если не хуже — к, по ефремовскому выражению, "песку и пыли на мёртвой планете"...
Вот что он об этом писал: "То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и косных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира. Мыслители уровня Вернадского в ближайшее время не появятся ни в России, ни на Западе!". А сам Иван Антонович как раз и был одним из обладателей того самого "целостного мировоззрения", которое — такая исчезающая редкость в современном раздробленном на частности мире.
Ещё некоторые его мысли 60-х — начала 70-х годов:
«Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет [написано в 1969 году], а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории, в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке… Поэтому я думаю, что обстоятельства будут ухудшаться с каждым годом по причине того, что несерьёзные умы не могут понять тот простой закон, который столь ясно понимали наши отцы: права неизбежно предполагают ответственность (нет ответственности — нет прав). Количество безответственных людей очень быстро возрастает вместе с удручающими требованиями прав. И этот крючок очень опасен для любого правительства, которое идёт по пути ложной свободы».

«Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. — это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора».

«Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя».

«Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.»

«Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей».

«За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам».

«Создание новых способов хранения информации — книги и научные журналы безнадёжно устарели. Тут я вижу прогресс только в дальнейшем развитии вычислительных машин (компутеров)».

«Сращивание человека с компутером (тема тоже популярная в фантастике) такая же утопия. Если человек не научится управлять своим мышлением, то и у такого существа целостному мышлению неоткуда взяться. Будет цивилизация ходячих телефонных справочников».

«Наше будущее возможно уподобить первым векам христианской эры, с учётом того, что изменения сильно ускорились — когда прекрасные, мудрые и открытые философию, искусство и взгляды античности совершенно заместило новое, более безрадостное мировоззрение. После такого коллапса наступление тёмных веков было неминуемо. Но какова была причина? Лишь одна — обещание равенства и хорошей жизни слабым людям! Когда число таких немощных велико, подобные взгляды неминуемо должны стать всеохватными, и единственное средство их побороть — противопоставить сходную доктрину, как произошло тогда с буддизмом. Затем после «беспутных 90-х» снова наступают сходные обстоятельства. Новая доктрина, обещающая хорошую жизнь каждому из огромных масс населения, неминуемо захватит весь мир, хотя необходимость этого не имеет ничего общего с обстоятельствами многовековой давности! Я вот только спрашиваю себя, между нами, девочками — доживу ли я до новых тёмных веков или умру раньше? Lupum auribus tenere — замечательная латинская пословица о растерянности перед лицом опасности».

«Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному... Если человечество не поймёт этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о которых мир ещё не слыхивал... Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете».

P. S. Уже написав этот текст, поднял глаза от экрана монитора к тёмному окну и увидел слабый огонёк в доме напротив. И подумал — а ведь это свет в окне той самой комнаты, где когда-то работал Иван Антонович. Правда, было это ещё за несколько лет до моего появления на свет. Как-то не так давно я заходил по приглашению хозяев в этот дом и даже посидел немного за письменным столом, за которым Иван Антонович писал романы "Таис Афинская" и "Лезвие бритвы". Нынешний его владелец, профессор-технарь, имеющий некоторое отношение к космонавтике, уверяет, что его за ним посещают самые оригинальные и неожиданные мысли... :) Да, мир всё-таки удивительно невелик. :)
Tags: Даты, Искусство, красные даты
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments