Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

К годовщине Ивана Ефремова



23 апреля отмечается день рождения советского писателя Ивана Антоновича Ефремова (1908—1972). Не могу сказать, что отношу себя к безоговорочным сторонникам его идей. Мне даже и в советское время была как-то ближе и понятнее фантастика Александра Беляева и (сейчас это, возможно, как-то неловко звучит) братьев Стругацких. Хотя и Ефремова я читал не без интереса.
Но чем ценно для нас сегодня творчество именно Ефремова? А вот скажите, многие ли из мыслителей 60-х и 70-х годов предупреждали нас, что отказ от коммунизма приведёт не к «свободе и демократии», не ко всеобщему миру, а к «песку и пыли на мёртвой планете»? Однако сейчас мы видим постепенное развитие мировой ситуации именно к такой печальной развязке, а вовсе не к обещанному антикоммунистами «концу истории». В «аццком тоталитарном» СССР было немало людей, оригинально и самостоятельно мыслящих, в том числе и среди людей пишущих — можно вспомнить, например, братьев Стругацких, или Льва Гумилёва, или Михаила Бахтина, или, прости господи, Даниила Андреева... но беда в том, что все они в итоге приходили к антикоммунистическим и откровенно реакционным взглядам. А то и вовсе не удалялись от них. А Иван Антонович — достаточно редкое исключение. При всей спорности многих его суждений, он неизменно мыслил в направлении социализма и коммунизма. Те же Стругацкие постепенно скатывались к прославлению и отбеливанию прошлого (а сейчас мы понимаем, что именно этот образ мысли был мейнстримом и господствовал в СССР не только 1980-х, но и 1970-х годов), а вот Ефремов упрямо, вопреки течению продолжали думать и искать в координатах марксизма и исторического прогресса.
Поэтому его идеи и плодотворны сегодня, и вызывают столько споров и дискуссий, в то время как идеи его антиподов, увы, никуда не ведут, кроме как в мрачные и тёмные тупики истории. Если не хуже — к, по ефремовскому выражению, «песку и пыли на мёртвой планете»...

Вот что он об этом писал: «То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и косных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира. Мыслители уровня Вернадского в ближайшее время не появятся ни в России, ни на Западе!». А сам Иван Антонович как раз и был одним из обладателей того самого «целостного мировоззрения», которое — такая исчезающая редкость в современном раздробленном на частности мире.


Обложка журнала «Техника — молодёжи», в котором печатался роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Роман стал открытием для советской молодёжи 1950-х годов. Юрий Гагарин читал его ещё до своего полёта в космос

Ещё некоторые его мысли 60-х — начала 70-х годов:
«Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет [написано в 1969 году], а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории, в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке… Поэтому я думаю, что обстоятельства будут ухудшаться с каждым годом по причине того, что несерьёзные умы не могут понять тот простой закон, который столь ясно понимали наши отцы: права неизбежно предполагают ответственность (нет ответственности — нет прав). Количество безответственных людей очень быстро возрастает вместе с удручающими требованиями прав. И этот крючок очень опасен для любого правительства, которое идёт по пути ложной свободы».

«Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей». (Здесь Иван Антонович как будто заранее отвечает на известные слова экс-министра образования (!) постсоветской России Андрея Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (2007).

Хороший ответ Ефремова на излюбленный мем современных апологетов святого рыночка и Невидимой Руки о «дворах, заставленных иномарками»:
«Тогда почему-то строили очень много машин, способных перевозить на своих мягких сиденьях лишь нескольких людей. Конструкция машин достигла изящества, механизм управления и движения были остроумными, но в остальном такие машины являлись вопиющей бессмыслицей. Сотнями тысяч они крутились по улицам городов и дорогам, перевозя взад и вперёд людей, почему-то работавших вдали от своего жилья и каждый день торопившихся попасть на работу и вернуться обратно. Эти машины были опасны в управлении, убили огромное количество людей, сожгли миллиарды тонн драгоценных запасов органических веществ, накопленных в геологическом прошлом планеты, отравив атмосферу углекислотой. Археологи эпохи Кольца испытали разочарование, увидев, что этим странным экипажам отведено так много места в пещере».

О том же Главном Мифе эпохи перестройки (точнее, контрреволюции) более глобально: «Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.»

«Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех её видах и покупка бесчисленных вещей».

«Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. — это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора».

«За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам».

«Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя».

«Создание новых способов хранения информации — книги и научные журналы безнадёжно устарели. Тут я вижу прогресс только в дальнейшем развитии вычислительных машин (компутеров)».

«Сращивание человека с компутером (тема тоже популярная в фантастике) такая же утопия. Если человек не научится управлять своим мышлением, то и у такого существа целостному мышлению неоткуда взяться. Будет цивилизация ходячих телефонных справочников».

«Меня пугают гигантские города. Они ведь чудовищные мышеловки на случай ядерной войны, и правительствам не мешало бы это предвидеть. Я не говорю о прямом поражении ядерными ракетами или бомбами. Каждому очевидно, что люди, как нарочно, собраны, чтобы стать перед всеобщей и быстрой смертью».

«Хотя точность предвидения ближайшего будущего и мизерна, однако, если иметь дело с тысячами лет и руководствоваться методологией марксизма, она существенно возрастает».

«Наше будущее возможно уподобить первым векам христианской эры, с учётом того, что изменения сильно ускорились — когда прекрасные, мудрые и открытые философию, искусство и взгляды античности совершенно заместило новое, более безрадостное мировоззрение. После такого коллапса наступление тёмных веков было неминуемо. Но какова была причина? Лишь одна — обещание равенства и хорошей жизни слабым людям! Когда число таких немощных велико, подобные взгляды неминуемо должны стать всеохватными, и единственное средство их побороть — противопоставить сходную доктрину, как произошло тогда с буддизмом. Затем после «беспутных 90-х» снова наступают сходные обстоятельства. Новая доктрина, обещающая хорошую жизнь каждому из огромных масс населения, неминуемо захватит весь мир, хотя необходимость этого не имеет ничего общего с обстоятельствами многовековой давности! Я вот только спрашиваю себя, между нами, девочками — доживу ли я до новых тёмных веков или умру раньше? Lupum auribus tenere — замечательная латинская пословица о растерянности перед лицом опасности».

«Мир раздираем великим множеством великих и малых противоречий, решение которых не под силу человеку, некоммунистически воспитанному... Если человечество не поймёт этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о которых мир ещё не слыхивал... Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете».

«Впереди не гибель — а большая борьба».

«Мало делать правильные поступки, надо ещё знать время, в которое надлежит их сделать. Мы не можем сесть в лодку, которая уже проплыла мимо, или в ту, которая ещё не пришла. Знать, как действовать, — половина дела, другая половина — знать время, когда совершать действие. Для всех дел в мире есть надлежащее время, но чаще всего люди упускают его».

«Природа выходит из своих тупиков самыми безжалостными путями».

«Учитель психологии объяснял в школе, что в древности, когда было много голодных и нищих людей, сытые и обеспеченные любили читать книги и смотреть фильмы о бедных, умирающих от голода, угнетённых и униженных, чтобы сильнее прочувствовать свою обеспеченную и спокойную жизнь».

«Только в начале своего существования любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни — обряды, и всё кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почётную жизнь».

«Христианская церковь фактически выполнила задачу Сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей».

«Самая страшная отрава даже для очень мудрого и сильного человека — это постоянное восхваление его и его деяний».

P. S. Уже написав этот текст, поднял глаза от экрана монитора к тёмному окну и увидел слабый огонёк в доме напротив. И подумал — а ведь это свет в окне той самой комнаты, где когда-то работал Иван Антонович. Правда, было это ещё за несколько лет до моего появления на свет. Как-то не так давно я заходил по приглашению хозяев в этот дом и даже посидел немного за письменным столом, за которым Иван Антонович писал романы "Таис Афинская" и "Лезвие бритвы". Нынешний его владелец, профессор-технарь, имеющий некоторое отношение к космонавтике, уверяет, что его за ним посещают самые оригинальные и неожиданные мысли... :) Да, мир всё-таки удивительно невелик. :)


Иван Ефремов

Одна из загадочных деталей биографии Ивана Антоновича, уже посмертной — это обыск, который сотрудники КГБ зачем-то провели в его доме... спустя месяц после того, как Ефремова не стало. Якобы они хотели выяснить обстоятельства смерти писателя. Потом дело благополучно закрыли ввиду отсутствия события преступления. Но ходили упорные слухи, что чекисты в ходе обыска стремились выяснить нечто иное, а именно: был ли Иван Антонович тем, за кого он себя выдавал? Или под видом Ефремова с какого-то момента действовал некто другой, так сказать, двойник?

Аркадий Стругацкий: «Все терялись в догадках о причинах обыска. Почему он был ПОСЛЕ смерти писателя? Если Иван Антонович в чём-то провинился перед государством, почему никаких обвинений ему при жизни никто не предъявил? Если речь идёт о каких-то крамольных рукописях, то это чушь! Он был чрезвычайно лояльным человеком и хотя ругательски ругался по поводу разных глупостей, которые совершало правительство, но, что называется, глобальных обобщений не делал. И потом — даже если надо было найти одну рукопись, ну две, ну три, то зачем устраивать такой тарарам с рентгеном и металлоискателем?!
Вот сочетав всё, я, конечно, как писатель-фантаст, построил версию, которая и объясняла всё! Дело в том, что как раз в те времена, конце 60-х и начале 70-х годов, по крайней мере в двух организациях США — Си-Ай-Си и Армии — были созданы учреждения, которые серьёзно занимались разработками по летающим тарелкам, по возможностям проникновения на Землю инопланетян. У наших могла появиться аналогичная идея. И тогда же у фэнов, то есть любителей фантастики, родилась и укрепилась прямо идея-фикс какая-то: мол, ведущие писатели-фантасты являются агентами внеземных цивилизаций. <…>
Иван Антонович Ефремов безусловно был ведущим писателем-фантастом. Можно себе представить, что вновь созданный отдел компетентных органов возглавил чрезвычайно романтически настроенный офицер, который поверил в абсурд «фантасты суть агенты». И за Ефремовым стали наблюдать. Но одно дело — просто следить, а другое дело — нагрянуть с обыском и не дай бог попытаться взять его самого: а вдруг он шарахнет чем-нибудь таким инопланетным!
Именно поэтому как только до сотрудников этого отдела дошла весть о кончине Ивана Антоновича, они поспешили посмотреть. А что смотреть? Я ставлю себя на место гипотетического романтического офицера и рассуждаю здраво: если Ефремов — агент внеземной цивилизации, то должно быть какое-то средство связи. Но как выглядит средство связи у цивилизации, обогнавшей нас лет на триста-четыреста, да ещё и хорошенько замаскировавшей это средство?! Поэтому брали первое, что попалось. Потом, удовлетворённые тем, что взятое не есть искомое, всё вернули».

А это шуточный «паспорт землянина», выписанный Ивану Антоновичу его друзьями-биологами. Как видим, он действительно был внеземной житель, вот и подтверждающий документ имеется. :) Паспорт, как из него следует, был выдан писателю 21 апреля 1957 года, видимо, в качестве подарка к предстоявшему дню рождения.









Подписал паспорт биолог-эволюционист Иван Иванович Шмальгаузен (1884—1963), который, по совпадению, отмечал свой день рождения почти одновременно с Ефремовым, 23 апреля.


Иван Шмальгаузен

Кстати, так сказать, соименинник Ивана Антоновича В.И. Ленин (ведь по старому календарю они родились в один день, 10 апреля), согласно записям Герберта Уэллса, говорил по сходному поводу следующее: «Ленин сказал, что, читая роман «Машина времени», он понял, что все человеческие представления созданы в масштабах нашей планеты: они основаны на предположении, что технический потенциал, развиваясь, никогда не перейдёт «земного предела». Если мы сможем установить межпланетные связи, придётся пересмотреть все наши философские, социальные и моральные представления; в этом случае технический потенциал, став безграничным, положит конец насилию как средству и методу прогресса».
Могут спросить: ну, и каким же образом космические полёты и «межпланетные связи» могут заставить «пересмотреть все (!) наши философские, социальные и моральные (!) представления»? Где имение, и где наводнение? И почему обязательно «все»? Человеку, всю жизнь живущему в плотном, непроницаемом коконе из привычных «философских (чаще — религиозных), социальных и моральных представлений», трудно, даже невозможно поверить, что всё это — лишь временная историческая оболочка известных классовых интересов. И вечности и неизменности в ней — ничуть не больше, чем в коконе обыкновенной гусеницы, который будет сброшен в свой черёд. А главное, что происходит внутри — это развитие «технического потенциала» человечества, который находит себе оболочку в подходящих классовых, «философских, социальных и моральных представлениях». Но когда он перерастает их — оболочка лопается по швам и разлетается вдребезги...


Роберт Макколл (США). Пролог и обещание. 1983

Tags: Даты, Искусство, История, Литература, космос, красные даты
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag