Очень характерный спор стал причиной дуэли между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних в 1892 году в Лихтенштейне. Барышни не смогли договориться по жизненно важному вопросу: как следует украсить зал для музыкального вечера? То есть по вопросу, касающемуся эстетики. Соперницы сражались топлесс — чтобы их раны оставались чистыми
На этот раз от эстетики вернёмся, наконец, к основной теме серии. Хотя кому-то, возможно, покажется, что обсуждается то же, что и раньше... Но это не совсем так.
Чтобы было понятна сама мысль о том, что повышенная красота несёт в себе нечто опасное и даже смертоносное, приведу вот это любопытное наблюдение известного австрийского биолога Конрада Лоренца. Я бы его сравнил по своей ясности и простоте с известными опытами Резерфорда над радиоактивными веществами, когда было открыто альфа, бета и гамма-излучение. Собственно, открытие Резерфорда было предопределено, когда он придумал условия для своего эксперимента. Так и открытие Лоренца было задано самими условиями его опыта. Лоренц писал: "Я купил самых ярких рыбок, каких только мог найти, а для сравнения — несколько видов менее ярких, в том числе и простой маскировочной окраски. Тут я сделал неожиданное открытие: у подавляющего большинства действительно ярких коралловых рыб "плакатной", или "флаговой", расцветки совершенно невозможно держать в небольшом аквариуме больше одной особи каждого вида. Стоило поместить в аквариум несколько рыбок одного вида, как вскоре, после яростных баталий, в живых оставалась лишь самая сильная".
Не лукавит ли натуралист, говоря о неожиданности своего открытия, не предвидел ли он именно такой результат заранее, запуская в общий аквариум рыбок "флаговых" расцветок? Отчего-то возникает подозрение, что предвидел... Остаётся спросить: но почему так, что же в таком случае отражает эта повышенная, яркая, "смертоносная" красота? Отражает она не что иное, как градус внутренней конкуренции. И у "сереньких", невзрачных, "менее ярких" живых существ, да и вообще любых объектов эволюции, он невелик. По мере усиления их индивидуальной красоты он неуклонно растёт. И, разумеется, проявления этого "закона Лоренца" мы увидим в любом процессе эволюции.
Рыбы, обитающие в коралловых рифах, известны яркостью и пестротой своей расцветки
Кстати, на этот процесс — роста красоты в процессе эволюции — обратил внимание ещё такой тонкий наблюдатель, как Чарлз Дарвин: "Если мы бросим взгляд на птиц всего земного шара, то... должны будем признать, что их красота значительно возвысилась с того периода, следы которого мы видим отчасти в их незрелом оперении". Дарвин осторожно ограничил свой вывод одним классом птиц, но на самом деле открытая им закономерность имеет всеобщий характер.
Бойцовая рыбка, или сиамский петушок, известен своим драчливым характером. И эта одна из наиболее ярких и красивых аквариумных рыбок
А когда индивидуальная красота достигает максимума, то максимума достигает и тяга к взаимоуничтожению. Можно сказать, что такая потрясающая, завораживающая, ослепительная красота — это не что иное, как просто внешне выраженная склонность к убийству себе подобных. :)
Хусепе де Рибера. Дуэль женщин. На создание этой картины художника вдохновила дуэль Изабеллы де Карацци и Диамбры де Петтинелло в 1552 году в Неаполе из-за мужчины. Историки отмечают, что расцвет моды на дамские дуэли, пришедшийся на XVII век, выявил, что смертельные исходы в них случались вдвое чаще, нежели в поединках мужчин (в 8 случаях из 10)
Два десятка лет назад я писал об этом: "у огарей (Tadorna ferruginea), пламенная расцветка которых даёт представление о накале внутривидовой борьбы, нередко можно видеть, как более сильные особи заклёвывают утят своих сородичей".
Писал я это отчасти под впечатлением одного своего личного наблюдения над огарями (красными утками). Дело было так... В середине 90-х годов в одном московском парке я стал свидетелем странной и непонятной на первый взгляд сценки: целая толпа — мужчины, дети, старушки — собралась на берегу пруда и целенаправленно швыряла камни, правда, мелкие, в пару огарей. Те уплыли в дальнюю часть пруда, но люди их и там всё равно в покое не оставляли. Я не выдержал, вступился за птиц, хотя и ожидал, что дело может кончиться дракой, или, вернее, на меня вся эта толпа набросится. :) Но всё разъяснилось неожиданно. Оказывается, как хмуро объяснил мне метавший камни мужчина, они ополчились на этих огарей потому, что те насмерть заклевали птенца другой утки, кряквы, на том же пруду. "Вон, поглядите, он под мостом валяется. И второго птенца, который остался, тоже заклевать норовят!". И вот они таким варварским образом защищали пару крякв и их оставшееся потомство.
Конечно, я слегка смутился оттого, что так ошибся в своих предположениях (хотя всегда приятно, когда люди оказываются лучше, чем о них думаешь), но всё-таки постарался объяснить этой толпе воинствующих гуманистов :) что так топорно лезть в природу со своими человеческими представлениями о справедливости не очень-то разумно. Ведь они же все в школе учили теорию эволюции Дарвина, в том числе положения о внутривидовой и межвидовой борьбе и т.д. Но эту натурфилософскую дискуссию я проиграл. :( Какая-то старушка в ответ очень уверенно и напористо выразила мне общее мнение:
— Напрасно вы так говорите! Ведь и среди людей встречаются хулиганы — так и тут!
Правда, метать камни в птиц они всё-таки перестали, и потом я видел эту пару огарей на том пруду живыми и здоровыми. Ну, и на том спасибо...
Так выглядели огари в том московском парке
Но вообще же склонность к детоубийству или, выражаясь научным языком, инфантициду своих близких сородичей, для видов с высокой внутренней конкуренцией — явление очень характерное. Как и склонность к поединкам — брачным, за территорию и вообще по любому поводу.
И мы хорошо знаем один вид, конкуренция в котором (вовсе уже не биологическая, впрочем, а экономическая и социальная) может привести к довольно плачевным последствиям для нашей планеты. Это ответ на вопрос, поставленный в заголовке настоящего поста...
Итак, кратко подводя итоги сказанному: избыточная красота, внутренняя конкуренция и склонность к взаимоуничтожению — это, по сути, одно и то же явление, разные стороны одной медали. Но это явление имеет и другие грани. Поговорим о них дальше.
Продолжение здесь.
Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
Journal information