Портрет Максимилиана Робеспьера. Он ещё не подозревает, что спустя 220 лет такой костюм назовут "колорадским"... (для особо ретивых идиотов уточню, что для меня это в плюс Робеспьеру, а не в минус)
Пару дней назад был 200-летний юбилей Маркса, а вчера, 6 мая, — 260-летний юбилей другого революционера, "Макса", как некоторые ласково называют Максимилиана Робеспьера. А cовременники в своё время прозвали его Неподкупным, и это очень интересное прозвище. Один знакомый как-то высказал мне такую мысль: "Во Французской революции одного человека — Робеспьера — прозвали Неподкупным. А у нас в 1917 году такое прозвище было бы невозможно. Почему? Да потому, что у нас все, ВСЕ были неподкупными, от Милюкова и до Ленина. Все действовали за идею. Тем не менее Французскую революцию называют Великой, и французы ею гордятся... А как же нашу?".
Но, как бы то ни было, не зря же Ленин называл большевиков "пролетарскими якобинцами", и говорил: "Что такое якобинизм, всем революционным социал-демократам давно известно. Возьмите историю французской революции, увидите, что такое якобинизм. Это борьба за цель, не боящаяся никаких решительных плебейских мер, борьба не в белых перчатках, борьба без нежностей, не боящаяся прибегать к гильотине... Революционный социал-демократ должен быть и не может не быть якобинцем". Так что отдадим должное предшественникам российских революционеров, и напомним несколько крылатых фраз Неподкупного:
На войне террор — необходимая принадлежность добродетели.
Террор есть не что иное, как правосудие, только правосудие быстрое, суровое, непреклонное.
Первым правилом политики должно быть управление народом — при помощи разума и врагами народа — при помощи террора.
Нельзя приготовить омлет, не разбив нескольких яиц.
Основная добродетель гражданина есть недоверие.
В наши расчёты и не входило преимущество долгой жизни.
Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все.
Секрет свободы в том, чтобы просвещать людей, так же как секрет тирании в том, чтобы держать их в невежестве.
Считайтесь только с благом общества и интересами человечества!
Мирабо о Робеспьере: "Это опасный человек — он действительно верит в то, что говорит".
Journal information