Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (11). Аскетизм Рахметова

Nikolaj_Alexandrowitsch_Jaroschenko_-_Girl_student
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883. Террористка. Этюд. 1881. На левой картине мы видим "нового человека", по определению Чернышевского, а справа, пожалуй, уже "особенного человека"

Совсем недавно я писал о Рахметове, и вот приходится опять возвращаться к этой теме в рамках данной серии. Заслуга создателя этого персонажа, Чернышевского, состоит в том, что он, как настоящий социальный конструктор, построил, вычертил — вначале умозрительно, на бумаге — идеальную модель классового поведения "особенного человека", профессионального революционера. И эта модель вскоре обрела кровь и плоть, потом распространилась и, наконец, победила в октябре 1917 года. В. И. Ленин отмечал: "Величайшая заслуга Чернышевского в том, что он не только показал, что всякий правильно думающий и действительно порядочный человек должен быть революционером, но и другое, ещё более важное: каким должен быть революционер, каковы должны быть его правила, как к своей цели он должен идти, какими способами и средствами добиваться её осуществления".

yaroshenko5
Н. А. Ярошенко. Студент. 1881

Этой модели, "модели Рахметова", Чернышевский посвятил следующие пламенные строки (я ещё помню, как в советской школе мы заучивали их наизусть, как стихотворение): "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли". Кстати, тут хорошо прочитываются и евангельские параллели или отсылки, слова Иисуса к апостолам: "Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям". (Мф.5:13).
Всю свою жизнь – от чтения до гимнастики – Рахметов подчиняет определённой цели и строго продуманному распорядку. Цель, как нетрудно догадаться – революция, которую Чернышевский иносказательно называет в конце романа "переменой декораций". И какое же место в этой модели "особенного человека" занимает ограничение своих потребностей? Пожалуй, одно из самых существенных.
Н. Чернышевский о Рахметове (извиняюсь за длинную цитату):
"Он стал и вообще вести самый суровый образ жизни. Чтобы сделаться и продолжать быть Никитушкою Ломовым, ему нужно было есть говядины, много говядины, — и он ел её много. Но он жалел каждой копейки на какую-нибудь пищу, кроме говядины; говядину он велел хозяйке брать самую отличную, нарочно для него самые лучшие куски, но остальное ел у себя дома всё только самое дешевое. Отказался от белого хлеба, ел только чёрный за своим столом. По целым неделям у него не бывало во рту куска сахару, по целым месяцам никакого фрукта, ни куска телятины или пулярки. На свои деньги он не покупал ничего подобного; "не имею права тратить деньги на прихоть, без которой могу обойтись", — а ведь он воспитан был на роскошном столе и имел тонкий вкус, как видно было по его замечаниям о блюдах; когда он обедал у кого-нибудь за чужим столом, он ел с удовольствием многие из блюд, от которых отказывал себе в своём столе, других не ел и за чужим столом. Причина различения была основательная: "то, что ест, хотя по временам, простой народ, и я смогу есть при случае. Того, что никогда недоступно простым людям, и я не должен есть!..". Поэтому, если подавались фрукты, он абсолютно ел яблоки, абсолютно не ел абрикосов; апельсины ел в Петербурге, не ел в провинции, — видите, в Петербурге простой народ ест их, а в провинции не ест. Паштеты ел, потому что "хороший пирог не хуже паштета, и слоеное тесто знакомо простому народу", но сардинок не ел. Одевался он очень бедно, хоть любил изящество, и во всём остальном вел спартанский образ жизни; например, не допускал тюфяка и спал на войлоке, даже не разрешая себе свернуть его вдвое."


Рахметов. Иллюстрация В. А. Милашевского к роману "Что делать?"

Но напрашивается вопрос: не слишком ли всё это затейливо и прихотливо, нет ли тут какой-то необязательной вычурности, ненужного чудачества в поведении? Вовсе нет. С одной стороны, Рахметов — идеальная модель, и если не считать одной "слабости" (курения дорогих сигар), которую он себе позволял, почти всё в нём приближено к совершенству. Но, с другой стороны, в его поведении совсем нет ничего лишнего, ненужного. Всё подчинено предстоящей "перемене декораций". И всё придирчиво взвешивается вопросом, который позднее любил задавать Ленин: "Что сказали бы об этом рабочие?" (в отношении Рахметова правильнее было бы спросить: "Что сказали бы об этом простые люди?"). Что они сказали бы о редких фруктах, о телятине или пулярке (то есть попросту говоря, более дорогой курятине), абрикосах и сардинках? Что сказали бы об апельсинах в провинции и в Петербурге?..



"Так нужно, – объясняет сам Рахметов мотивы своих странных на первый взгляд действий, – это даёт уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Для чего пригодиться – понятно...
Вот из этой умозрительной модели – Рахметова – родилась вполне реальная практическая и действующая "модель революционера", известная нам как В. И. Ленин.
"После казни брата, – рассказывал Владимир Ильич, – зная, что роман Чернышевского был одним из самых любимых его произведений, я взялся уже за настоящее чтение и просидел над ним не несколько дней, а недель. Только тогда я понял глубину. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь". "Я роман "Что делать?" перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли". "Он меня всего глубоко перепахал".
О родстве, совпадениях, сходстве и различиях между "моделью Ленина" и "моделью Рахметова" поговорим в следующий раз.


Евгений Данилович-Горовых. Н. Г. Чернышевский пишет роман "Что делать?" в Алексеевском равелине Петропавловской крепости

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
Tags: История, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

Posts from This Journal “Эволюция” Tag