Картина китайского художника изображает встречу В.И. Ленина с вождём монгольской революции Сухэ-Батором
11 июля — день Аратской революции в Монголии (1921 год). В этот день в стране была провозглашена народная власть, хотя формально монархия во главе с богдо-ханом просуществовала до его смерти в 1924 году. Вообще, история ХХ века — это история красных революций, от Аратской революции 1921-го и до Саурской революции 1978-го — и противодействия им со стороны старого мира.
А тогда у Советской России появилась первая дружественная держава, во главе которой стояли левые революционеры. А в самой Монголии были начаты социальные преобразования, в результате которых из отсталой страны с отжившими средневековыми порядками она превратилась в современное государство.
Какой была Монголия до этой даты? В 1913 году страну посетил фотограф Стефан Пассе. Он сделал цветные фотоснимки экзотической страны. Вот этот, например, был им опубликован в журнале National Geographic с подписью: «Монгольская женщина, приговорённая к голодной смерти».
Другие фотографии были не столь жуткими, но показывали быт отсталой страны с отжившими средневековыми порядками.
Ламы у Жёлтого дворца
Духовность...
Лама около буддийской ступы
Замужняя женщина в Урге
Традиционные семейные ценности (впрочем, это, вероятно, относится и к фотографии женщины в ящике)...
Охотник в окрестностях Урги
Добыча пропитания...
Из книги Михаила Колесникова «Сухэ-Батор»:
«И вдруг от Чойбалсана была получена телеграмма.
«Наши торговые дела идут хорошо, — читал Сухэ-Батор, и пальцы его дрожали. — Почему задерживается выезд остальных? Напоминаю, что необходимо привезти подарок от богдо».
— Он в России! — воскликнул Сухэ-Батор. — Нужно письмо с печатью богдо…
Но Жамьян каждый раз приходил с понурой головой:
«Нет, Пунцук-Дорджи не удалось доложить богдо о письме»… Сухэ-Батор едва сдерживал себя. Он мысленно награждал «многими возведённого» самыми нелестными словами. Если бы можно было ворваться во дворец и под дулом револьвера заставить эту старую слепнущую клячу, этого закоренелого сифилитика и пропойцу поставить печать на документе!..
Терпение истощалось. Глупая формальность. Но как много значит она сейчас!..
Разбитый и усталый возвращался Сухэ-Батор в свою юрту. Играл с сыном Галсаном, но лицо было сурово. Янжима безмолвно смотрела на мужа. А глаза опрашивали: «Ну как? Удалось поставить печать?»
И Сухэ-Батор, понимая этот безмолвный вопрос, сдерживая раздражение, отвечал:
— И на этот раз ничего не вышло. «Многими возведённый» беспробудно пьян. Вчера его отливали водой...
Вернулся сияющий Жамьян, протянул бумагу. Сухэ-Батор не верил глазам: на письме стояла печать богдо! Значит, Пунцук-Дорджи сделал своё дело.
В Россию, в Россию, на север!..»
Трон Богдо-хана в его дворце-музее
Адъяагийн Сэнгэцохио (1917—1986). Встреча Ленина с Сухэ-Батором. 1971
Встреча Ленина с представителями монгольской делегации в 1921 году. Монгольская вышивка 1967 года
Монгольская революция не только имела самостоятельное значение (наряду с русской и китайской), но и внутренняя борьба среди её руководителей вспыхнула, к сожалению, раньше, чем это произошло в СССР.
Монгольские революционеры. Слева направо стоят: неизвестный, неизвестный, Элбекдоржи Ринчино (расстрелян в 1938-м), Солийн Данзан (расстрелян в 1924-м), Сухэ-Батор (умер в 1923-м), Ажвагийн Данзан (умер в тюрьме в 1932-м), Б.З. Шумяцкий (расстрелян в 1938-м), неизвестный, Догсомын Бодоо (казнён в 1922-м).
«История — мамаша суровая». (В.И. Ленин)
Путь из средних веков к современной жизни для Монголии отнюдь не был делом ни простым, ни лёгким.
Вслед за «монгольским Лениным» Сухэ-Батором пришёл и «монгольский Сталин» маршал Чойбалсан (1895—1952). Потом было ещё и осуждение «культа личности» Чойбалсана в 1956-м...
Хорлогийн Чойбалсан
Хорлогийн Чойбалсан
В СССР старомодные эполеты не были восстановлены даже в момент возвращения в военную форму погон в 1943-м, так и остались атрибутом белогвардейцев и царских генералов, в кино и на сцене. Их предлагали возродить для мундира генералиссимуса, но потом от этой идеи отказались. А вот в Монголии пышные эполеты с кистями, видимо, пришлись по вкусу.
11 мая 1939 года начались бои на Халхин-Голе, столкновение Красной Армии с войсками Японской империи. Надо отметить, что СССР был первой страной, которая дала военный отпор всем трём будущим «державам оси» (в Испании и на Дальнем Востоке).
1939. Советский и монгольский военнослужащие во время боёв на Халхин-Голе
1939. Маршал Чойбалсан с советскими лётчиками, награждёнными за участие в боях на Халхин-Голе
1939. Маршал Чойбалсан с советскими лётчиками, награждёнными за участие в боях на Халхин-Голе
1942. Помощь из Монголии для Красной Армии
Journal information