Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Культ жертв вместо культа героев


Памятник жертвам фашизма (слева) и памятник героям революции

Многое, очень многое мы потеряли за последнюю четверть века, прошедшую с разгрома социализма и СССР. Многое такое, что в те времена никто не воспринимал как "часть советской идеологии". Тогда это казалось просто... общим достижением человечества, если угодно. Естественным фоном жизни. Например, уважение к труду и трудящемуся, создающему окружающий нас материальный мир. Культ знания (и книги, как его часть). Веру в науку и исторический прогресс человечества. Что пришло вместо этого?
Культ денежного мешка (а знания и труд ценны лишь постольку, поскольку позволяют добывать Самую Главную Ценность, т. е. деньги). Самые дикие суеверия и предрассудки, мракобесие и любовь к средневековью (фэнтези, астрология, почитание феодальных титулов, вера в чудеса и мистику). И вот ещё один элемент этого общего паззла: культ жертвы. В СССР существовал культ исторических героев, то есть людей, которые деятельно и сознательно изменяют мир. Сейчас в бывшем СССР этот культ подменяется культом жертвы, пассивного страдальца. Между прочим, мне это стало ясно, когда один из антикоммунистических троллей, пасущихся в моём блоге (вот неожиданная польза от троллей!) спросил, почему, если белые в такой-то области расстреляли столько-то тысяч человек, то нет памятника этим жертвам с точным указанием их числа. И действительно — почему нет? Да потому что красным в голову не пришло, что надо ставить памятник НЕВИННО расстрелянным. Потому что психология тогда была другая. Тогда ставили памятники "борцам за революцию", "борцам против интервенции", "героям-борцам против фашизма" и т.д. А если бы предложили поставить памятник расстрелянным ни за что — теми же белыми, то, вполне возможно, в ответ пожали бы плечами и неделикатно спросили: если их расстреляли НИ ЗА ЧТО, то за ЧТО же памятник? Конечно, такие памятники тоже порой ставили (больше к концу СССР), но они были в меньшинстве и находились, в общем, на периферии общественного сознания.
Вот характерный эпизод. Журнал "Новый мир" при Твардовском как-то опубликовал воспоминания бывшего крестьянина А. С. Бартова «Побег из колчаковской тюрьмы» («Новый мир», 1967, № 10). Сам Твардовский оценивал его так: «Бесхитростен, но необычен и трогателен рассказ Бартова о том, как бросившись за борт баржи-тюрьмы, куда попал как советский активист и работник земотдела волисполкома, он под пулями доплывает до берега, нагишом скрывается в прибрежных зарослях и, заедаемый таежной мошкой, сплетает себе из травы подобие одежды». Из 1200 заключённых баржи 45-дневное путешествие по реке выдержали только 170, остальные умерли на барже или были расстреляны и брошены в реку (это, к слову, о "мягкости" белогвардейских мест заключения). По современным меркам, вполне себе героическая история. А по тем временам, она выглядела как "история жертвы", поэтому Твардовскому посоветовали не ставить её в юбилейный ноябрьский номер к 50-летию революции... И хотя она была опубликована в журнале, но месяцем ранее.
Ну, а в постсоветское время культ жертв — не творцов истории, а её беспомощных страдальцев — по телам которых катятся колёса истории, достиг буквально циклопических масштабов. Что такое культ голодомора, как не именно такой "культ жертвы"? Что такое внедрённый уже в школьные учебники "культ Архипелага Гулаг", как не такой "культ жертвы"? Но разве в предыдущие века и тысячелетия людей, попавших под колёса истории, было меньше? Энгельс называл историю "самой жестокой из всех богинь, влекущей свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды «мирного» экономического развития". Однако не на жертв нас приучали равняться, не у них учиться, а у тех, кто в самых суровых обстоятельствах умел противостоять судьбе.
Но буржуазному обществу, которое, как плесень, выросло на обломках социализма, герои-борцы абсолютно ни к чему. Вдруг они, чего доброго, увидят в нём зло и вздумают с ним бороться? А вот пассивно страдающие, плаксивые, беспомощные, вечно ноющие и жалующиеся жертвы — это практически идеал. Отсюда и идея замены Дня Победы (= дня героев) на день памяти и скорби (= день жертвы). Отсюда и все эти голодоморы, архипелаги Гулаг, которые превращаются практически в "национальную идею". Отсюда и это недоумение тролля: как же так могло быть, что белые уморили или расстреляли сколько-то тысяч невиновных, а этим невиновным не воздвигли памятники... А вместо этого поставили памятник 40 революционерам, расстрелянным "за дело"...


Гелий Коржев. Поднимающий знамя. 1957

Нам нужен сейчас не "культ жертвы", пусть и революционной, а новый культ героев, т. е. простых людей, творящих историю.

UPD. Как мне заметили в комментариях, на памятнике жертвам революции, который установили в Петрограде на Марсовом поле, выгравировали стихи Анатолия Луначарского, который выражает отношение красных к проблеме "героев и жертв":
"Не жертвы — герои
Лежат под этой могилой
Не горе, а зависть
Рождает судьба ваша
В сердцах
Всех благодарных
Потомков
В красные страшные дни
Славно вы жили
И умирали прекрасно."


Tags: История, Реставрация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. Несколько листков из советского и революционного календаря (под большинством листков — статьи по темам):
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Великолепен и величествен мемориал Героям Революции и Великой Отечественной войны на Марсовом поле в Ленинграде. Очень правильные слова там выгравированы в розовом граните (автор Луначарский).


Другие фото из старого поста -
https://2009-da.livejournal.com/124361.html
Вот стихи А.В. Луначарского полностью:

МАРСОВО ПОЛЕ

Надписи на памятнике борцам революции

Не жертвы - герои
Лежат под этой могилой
Не горе, а зависть
Рождает судьба ваша
В сердцах
Всех благодарных
Потомков
В красные страшные дни
Славно вы жили
И умирали прекрасно

К сонму великих
Ушедших от жизни
Во имя жизни расцвета
Героев восстаний
Разных времен
К толпам якобинцев
Борцов
К толпам коммунаров
Ныне примкнули сыны
Петербурга

По воле тиранов
Друг друга терзали
Народы
Ты встал трудовой
Петербург
И первый начал войну
Всех угнетенных
Против всех угнетателей
Чтоб тем убить
Самое семя войны

Против богатства
Власти и знанья
Для горсти
Вы войну повели
И с честию пали
За то чтоб богатство
Власть и познанье
Стали бы
Жребием общим

Со дна угнетенья
Нужды и невежества
Поднялся
Ты пролетарий
Себе добывая
Свободу и счастье
Все человечество
Ты осчастливишь
И вырвешь
Из рабства

1917-1918

Вписали в анналы
России
Великую славу
Скорбные светлые годы
Посев ваш
Жатвой созреет
Для всех населяющих
Землю

Бессмертен
Павший за великое
Дело
В народе жив
Вечно
Кто для народа
Жизнь положил
Трудился боролся
И умер
За общее благо

Не зная имен
Всех героев борьбы
За свободу
Кто кровь свою отдал
Род человеческий
Чтит безыменных
Всем им в память
И честь
Этот камень
На долгие годы
Поставлен

1919

2009_da

2 years ago

Полностью согласен с автором!
Полностью н е согласен с автором!

comrade_kirill

2 years ago

777099

2 years ago

mornarius

2 years ago

А все началось с ЛОХОкоста.
Когда непострадавшим с невиновных удалось стрясти нехилые бабки. И стало выгодным быть не ТЕМ, КТО... а КОГО.

proseka199

August 9 2018, 12:15:10 UTC 2 years ago Edited:  August 9 2018, 13:17:35 UTC

@@Отсюда и это недоумение тролля: как же так могло быть, что белые уморили или расстреляли сколько-то тысяч невиновных, а этим невиновным не воздвигли памятники... А вместо этого поставили памятник 40 революционерам, расстрелянным "за дело"...

И это - оттуда же.
"Евреев расстреливали только за то, что они были евреями".
А остальных, например, русских - за что?
А остальных ЗА ДЕЛО.

Ну, партизан - тут и говорить нечего. Этих сам бог велел. Всем, мол, пакостили.
Ну, остальные... Так ведь, наверное, плохо вели себя! Были же и нормальные! Вон, в перестройку повылезли мемуаристы, утверждавшие, что именно при немцах нормальная жизнь и была!... ЦЕРКОВЬ ОТКРЫЛИ! ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС РАЗРЕШИЛИ! и ваще...

А евреи готовы были, видимо, ежедневно хоть хрен сосать "собственноручно" каждому вермахтовцу, лишь бы не...
Не помогало. От гады!...

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

with_astronotus

2 years ago

snegsever

2 years ago

with_astronotus

2 years ago

snegsever

2 years ago

with_astronotus

2 years ago

snegsever

2 years ago

with_astronotus

2 years ago

snegsever

2 years ago

with_astronotus

2 years ago

spartako

2 years ago

Павел Азаров

2 years ago

Pavel W

2 years ago

"А если бы предложили поставить памятник расстрелянным ни за что — теми же белыми, то, вполне возможно, в ответ пожали бы плечами и неделикатно спросили: если их расстреляли НИ ЗА ЧТО, то за ЧТО же памятник? Конечно, такие памятники тоже порой ставили (больше к концу СССР), но они были в меньшинстве и находились, в общем, на периферии общественного сознания."

Периферия или ближе к концу СССР?

"Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года."

"13 марта 1945 года было принято Постановление Совета Народных комиссаров УССР и ЦК КП(б)У № 378 «О сооружении монументального памятника на месте Бабьего Яра», в соответствии с которым началась работа по созданию парка и установке памятника на месте захоронения жертв немецко-фашистских оккупантов (автор проекта — архитектор А. В. Власов)[39]"

"Саласпилсский мемориальный ансамбль — мемориальный комплекс памяти жертв фашизма; «Дорога страданий» с символическими бетонными статуями и группами. Находится на месте нацистского концлагеря. Работы были начаты в 1961 году, открыт в 1967. "

"В феврале 1945 года был проведён конкурс на проект мемориала ленинградцам, погибшим во время блокады. В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса по проекту архитекторов А. В. Васильева и Е. А. Левинсона. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле."
Это послевоенный период. А в 20-е годы ставили памятники борцам с белыми, но не невинным жертвам, погибшим от тех же белых.

snegsever

2 years ago

Георгий Шихов

2 years ago

Скорее другое - в СССР был КАК культ героев, ТАК и память о жертвах. Причём всячески подчёркивались герои как пример для подражания. В пост-советской действительности про героев говорить стали много реже, остались одни жертвы.

proseka199

August 9 2018, 12:28:01 UTC 2 years ago Edited:  August 9 2018, 12:30:49 UTC

Потому что герои - коммунячьи. Как же их теперь прославлять-то?!

Опять же: в нынешней жизни выгоднее быть терпилой - жертвой геноцида и т.п. В глазах цивилизованного человечества. Иначе, не ровен час, самого в геноциде обвинят.
Гуманизм в своем развитии, б...

old_barsuk

2 years ago

да , всё верно . у нас вот в сибири я не видел памятников мирным жителям
, убитых колчаковцами . а вот партизанам и павшим подпольщикам - сколько угодно . а пожгли деревень и порубили народу беляки - от души . обычно ради добра лютовали . или от скуки .
Инструкции как вести себя с тepроpистами - из той же серии. В каждой школе теперь висят плакаты, что надо покорно выполнять все требования захватчиков. С шести лет (а то и раньше) учат покорности врагу.

Раньше меня поражало в иностранных фильмах, как все покорно закрывают голову руками и ложатся на пол. Казалось, что нормальные люди так себя не ведут, что человека невозможно так выдрессировать.

Кстати, эти плакаты - иностранного происхождения, в каждой сценке есть негритянский мальчик, как будто треть россиян - чернокожие. У взрослых шестиконечные и вифлеемские звезды на рукаве, как у иностранной полиции (на Украине реальность уже подогнали под плакаты, а не наоборот)
Молодец ! Верно подметил. Тоже думал об этом, глядя на подобные плакаты.
Для контраста, наверное, стоит почитать интервью с двумя чеченскими юношами, жителями Норвегии, которые были одними из тех, на кого напал Брейвик - как они вели себя во время нападения и что делали.

aiu111

2 years ago

ludmila_2015

2 years ago

aiu111

2 years ago

ludmila_2015

2 years ago

aiu111

2 years ago

Только недавно натыкался что "героизация разных персонажей" это антикоммунизм, причем касается это собственно личностей коммунистов из истории. Мол, это культ героев это "реакция"
Героизм тоже разных оттенков может быть. В красной, эгалитарной идеологии "когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой". А в элитарной идеологии герой - это не случайный человек, а "избранник Судьбы", Избранный, супер-элитарий. То есть тоже своего рода жертва, только жертва высшего разряда. Конечно, такое восприятие героизма тоже с марксизмом имеет мало общего.

veldandi

2 years ago

proseka199

2 years ago

maysuryan

2 years ago

snegsever

2 years ago

yakommunist

2 years ago

yakommunist

2 years ago

А ещё лучше культ Вождя который будет посылать миллионы этих простых людей дожить жизни за историю.
Что-то я не помню, чтобы антикоммунисты возмущались культами Августейших Особ, а потом Керенского, Корнилова, Бандеры, Солженицына и прочих из этой компании.

Павел Азаров

2 years ago

maysuryan

2 years ago

Павел Азаров

2 years ago

comrade_kirill

2 years ago

Павел Азаров

2 years ago

izioumov

2 years ago

Павел Азаров

2 years ago

ars_el_scorpio

2 years ago

comrade_kirill

August 9 2018, 13:20:15 UTC 2 years ago Edited:  August 9 2018, 13:30:39 UTC

Хорошую тему поднял товарищ Майсурян. Злободневную. Да, реальных героев нашего времени, социо-героев, можно посчитать по пальцам : Калоев, Айбазов, "полосатый с бревном", мужчины из Сагры и из Цыганского посёлка и др. Конечно, не всех я назвал, их больше, но на фоне пассивного большинства их крайне мало. Поэтому у нас и происходят "кущёвки" и "пьяные мальчики". Пассивных и неспособных рисковать своей жизнью ради идей и идеалов гораздо проще прогибать и уничтожать, чем резистентных пассионариев.
а что вы имеете против кущевки? русские рассовые антифашисты убили вырусей? не?

ludmila_2015

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

ludmila_2015

2 years ago

"Нам нужен сейчас не "культ жертвы", пусть и революционной, а новый культ героев"
Ох, я - очень придирчив стал к словам: "мы", "нам" и т. п. Потому что слово "мы" - любят использовать как "красные", так и "белые".

Поэтому, отвечу - не за "мы", а - за себя. Пусть и цитатой - не от себя:
«Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться»
(с) - Вам известен. Под словом "мы" - он подразумевал партию РСДРП, а не "мы - ващще".

И ещё - мне не нужен "культ". Самая поганая ошибка - того же автора:
"Учение Маркса всесильно, потому что оно - верно."
Верно - от слова "вера". То есть, не потому что - оно истинно, а потому что - в него поверили.
Всесилен - только бог. (В которого - автор не верил).

Автор - обязан был ТОЧНО формулировать на языке населения, к которому он обращался, лозунги - без противоречий.
"Учение Маркса всесильно, потому что оно - верно."
"Верно" - это синоним слов "истинно", "правильно" и др.
Но слово "верно" здесь лучше звучит.
Как видите, все очень просто.
Это называется культ лживого вранья вместо истины.
Сколько погибло советских граждан во Второй Мировой войне?
По словам генерального секретаря ЦК РКП(б) Сталина 7 миллионов.
При Горбачеве цифра доросла до 27 миллионов.

А чего их, бусурман, жалеть? (с)
Вы сами врёте на каждом слове, на что я вам уже указывал.
Слова без звездежа не вымолвите.
Во-первых, как мы уже выясняли, Сталин не был генеральным секретарём ЦК с 1934 года (XVII съезда).
Во-вторых, РКП(б) была переименована во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) ещё в декабре 1925 года на XIV съезде партии.
И ещё кого-то при таком уровне звездения "обличаете"!

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

83sgn

2 years ago

Павел Азаров

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

maysuryan

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

snegsever

2 years ago

bisey

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

burckina_new

2 years ago

kotopes.dreamwidth.org

2 years ago

burckina_new

2 years ago

Я тоже часто писал об этом раньше. Сейчас подустал, а вы подхватили мое выпавшее знамя.)))

Быть жертвой - это такой бизнес сейчас на мнимых и реальных страданиях. Или сильно преувеличенных. Я понимаю, зачем это нужно Украине, Польше, Прибалтике и прочим "обиженным". Они хотят за счет этого поиметь гешефт с России. Но зачем это нужно поддерживать самой России, которая будет за все платить и каяться, я не понимаю. С кого она будет иметь гешефт?
Это нужно буржуям, которым не нужны герои ни в одной стране, тем более в полуколониях, а нужны покорные вечно хнычущие и ноющие жертвы. От таких можно не опасаться революций.
Отчасти соглашусь, отчасти нет.
Памятники ведь не только для культа. Памятники - для памяти. А жертвы имеют право на память. Ибо не каждый человек герой, и ошибочно требовать героизма от всех.
Социализм - он же не для одних героев. Он для всех. Для простых людей в том числе.

А вообще памятник не самое подходящее средство и для воспитания героизма. Всколыхнуть сердца может фильм или книга, а лучше живой пример. Памятник же - просто истукан. Иногда красивый, чаще унылый. Но не вдохновляющий почти никогда.

tortillala

August 9 2018, 22:22:41 UTC 2 years ago Edited:  August 9 2018, 22:25:19 UTC

Просто автор, на мой взгляд, попутал памятник и мемориал. А кстати, что насчёт Пискарёвского кладбища? "Никто не забыт - ничто не забыто". Тоже "жертвы" недостойные памяти, или как?

Наверное это таким "деятелям" писала Ольга Берггольц:

Но даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей.

Есть мемориалы - предостережения!! --- "Это больше никогда не должно повториться!!"

veldandi

2 years ago

snegsever

2 years ago

veldandi

2 years ago

snegsever

2 years ago

veldandi

2 years ago

snegsever

2 years ago

В тему о памятниках:
https://philologist.livejournal.com/10400968.html

Федор Абрамов:

Но вот извечная трагедия Руси: внешних врагов победили, а своих… А свои победили ее. Полная бесперспективность. Ни единого союзника. Все ненавидят Россию. И, в общем-то, есть за что. Сама не умеет жить и другим не дает. Конечно, конечно, виноваты, в первую очередь, вожди. Но расплачиваться-то придется народу. И что, что ожидает его, несчастного?

26. XII.1979
Боже мой, как мы только выстояли в войну! Где нашли силы? Читаю "Б. террор". Ведь наш вождь и учитель накануне войны вырубил все жизнеспособное и мыслящее в стране. И вот нашел народ в себе силы. Породил и полководцев и начальников производства.
...
5. V. 1981. (Из записной книжки)
Мать-Родина на Пискаревском кладбище.
Грудастая, закормленная бабища! Да камень бы должен был зарыдать (разлиться слезами), а она с венком цветов. Да разве цветы, венки славы нужны пискаревцам, жертвам блокады! Слезы, сострадание. Да самая злая мачеха такой равнодушной не может быть.
Мать-Родина с мечом – какое отношение имеет она к русской женщине-матери и вообще к матери. К украинке. Это в лучшем случае калька с французского.
То же – могила неизвестного солдата.
Каменная баба – вопреки воле украинцев поставленная на украинской земле и кощунственно названная матерью-родиной!
Да она хуже злой мачехи для украинцев!
Кто бы сомневался, что "деревенщики" в целом не лучше "либералов" были???
Я там оставил комментарий. Матерный...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal