Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (24). Нигилизм в истории красных и ранних христиан


Карикатура А. Топикова, 1930 год. "В Москве взорваны строения бывшего Симонова монастыря, на месте которых будет возведён Дворец культуры.
— Батюшки! Никак, конец света!
— Нет, бабушка! Конец тьмы!"


Наиболее ёмко "нигилизм" как свойство революционного движения сформулировал Александр Герцен. "Социализм отрицает полнейшим образом весь старый порядок вещей с его правом и представительством, с его церковью и судом, с его гражданским и уголовным кодексом, — вполне отрицает так, как христиане первых веков отрицали мир римский", — отметил он. Но не отставали в подобных оценках и другие революционеры. Известны слова Михаила Бакунина: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!". Сергей Нечаев (который сейчас, кажется, вновь приобретает некоторую популярность, если его имя принял недавний "архангельский бомбист") писал: "Наше дело — страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение". "Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание, — спустя целый век после Нечаева отмечал Мао Цзэдун. — Прежде всего разрушение, а в самом разрушении заложено созидание".
Но, возвращаясь к словам Герцена: а как именно "христиане первых веков отрицали мир римский"?
"Ваше красноречие есть ничто иное, как орудие неправды, ваша поэзия воспевает только ссоры и любовные проделки богов на пагубу людей, и глупцы и льстецы были все ваши философы", — обличал римское язычество церковный писатель Татиан Ассириец (II век). Христианский философ Минуций (II-III века) с едкой иронией замечал: "Сначала Рим служил убежищем для всяких людей: туда стекались разбойники, злодеи, изменники, прелюбодеи, убийцы; и сам Ромул, их царь и правитель, совершил братоубийство, чтобы превзойти в злодеянии свой народ. Вот первые начатки благочестивого государства... Всё, что теперь римляне имеют, чем владеют и пользуются, — всё это добыча их дерзости, все храмы их воздвигнуты из награбленного имущества, посредством разрушения городов, ограбления богов и умерщвления священников".
И "отрицание мира римского" для первых христиан вовсе не ограничивалось идейной сферой, а легко и непринуждённо перетекало и в практическую область. Весьма характерен рассказ из житий святых о подвиге, совершённом епископом Аверкием во II веке: "Взяв попавшийся ему кол, он... отправился к храму Аполлона, где накануне происходил праздник языческий и было принесено множество жертв. В этом храме находилось много драгоценных, прекрасно убранных идолов... Войдя в храм, святой епископ сначала стал поражать главного идола Аполлона, а затем и других. Всех их он сокрушил и разбил на мелкие части. Глухие же и немые идолы, будучи бездушными... не могли защищаться, когда святой сокрушал их. Только слышался стук от их падения". Сходным образом действовали и многие другие проповедники. Например, дьякон Кесарий в I веке, согласно его житию, "увидев приносимые идолам жертвы... плюнул на идолов и сокрушил их".


Гравюра "Сокрушение идолов". XIX век

Как видим, первые христиане были вполне себе "нигилистами", легко давшими бы много очков вперёд тургеневскому Базарову. Который тоже рассуждал вполне "по-герценовски" и вполне "по-раннехристиански".
"— Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров".


Алексей Ратников (1926—1984). "На что тебе лягушки, барин?". Иллюстрация к роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Стоит отметить, что если образ Рахметова как идеал аскетичного революционера оставался окружён уважением почти до самого конца СССР, то не то было с образом Базарова. Отношение к нему сменялось с положительного в раннесоветские годы до почти отрицательного в конце СССР. От отца, учившегося в школе в 40-е годы, я как-то услышал ироническое замечание, что их преподавательница "каждый год преподносила им новую трактовку Базарова". Возможно, как раз тогда и происходила эта "смена знака плюс на минус". А в 80-е годы, когда учился я, в школьной оценке данного персонажа уже прочно утвердился знак "минус", и сочинение по роману Тургенева нам задавали под характерным заголовком "Позвольте с вами не согласиться, господин Базаров!".



Довольно типично и то, что в первоначальном тексте "Интернационала" строчка "весь мир насилья мы разроем" была заменена, даже с явным ущербом для рифмы, на "весь мир насилья мы разрушим". Видимо, она точнее соответствовала настроениям тех лет. Наверное, не одно только преувеличение было и в характеристике Герберта Уэллса, посетившего в 1920 году Советскую Россию, который раздражённо писал о большевиках: "Среди них есть и такие тупицы, которые способны отменить преподавание химии, если только не заверить их, что это "пролетарская" химия, или наложить запрет на любой орнамент, как реакционный, если в нём не фигурирует сочетание букв РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика)". Разумеется, революционеры-нигилисты, с точки зрения буржуазного писателя Уэллса, были "тупицами". Но сам факт существования подобных настроений, вероятно, подтверждается, в частности, известными стихами "Мы" поэта Владимира Кириллова (1918 год):
Мы во власти мятежного страстного хмеля;
Пусть кричат нам: "вы палачи красоты";
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.




Последующая история "красных" — это, с этой точки зрения, история постепенного отказа и отречения от изначального нигилизма и победы во многих, а затем и почти во всех областях, идей преемственности. Нынешнюю Реставрацию можно рассматривать, среди прочего, и как тотальный триумф преемственности почти по всем направлениям. Подробнее мы рассмотрим этот процесс в следующих постах. Пока же можно заметить, что параллель между красными и ранними христианами, которую провёл Герцен, вышла, с учётом их последующей истории, весьма интересная и заставляющая задуматься, особенно если сопоставить её со словами В. И. Ленина: «Христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом».



(Продолжение следует).

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
Tags: История, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

Posts from This Journal “Эволюция” Tag