Карикатура А. Топикова, 1930 год. "В Москве взорваны строения бывшего Симонова монастыря, на месте которых будет возведён Дворец культуры.
— Батюшки! Никак, конец света!
— Нет, бабушка! Конец тьмы!"
Наиболее ёмко "нигилизм" как свойство революционного движения сформулировал Александр Герцен. "Социализм отрицает полнейшим образом весь старый порядок вещей с его правом и представительством, с его церковью и судом, с его гражданским и уголовным кодексом, — вполне отрицает так, как христиане первых веков отрицали мир римский", — отметил он. Но не отставали в подобных оценках и другие революционеры. Известны слова Михаила Бакунина: "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!". Сергей Нечаев (который сейчас, кажется, вновь приобретает некоторую популярность, если его имя принял недавний "архангельский бомбист") писал: "Наше дело — страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение". "Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и есть созидание, — спустя целый век после Нечаева отмечал Мао Цзэдун. — Прежде всего разрушение, а в самом разрушении заложено созидание".
Но, возвращаясь к словам Герцена: а как именно "христиане первых веков отрицали мир римский"?
"Ваше красноречие есть ничто иное, как орудие неправды, ваша поэзия воспевает только ссоры и любовные проделки богов на пагубу людей, и глупцы и льстецы были все ваши философы", — обличал римское язычество церковный писатель Татиан Ассириец (II век). Христианский философ Минуций (II-III века) с едкой иронией замечал: "Сначала Рим служил убежищем для всяких людей: туда стекались разбойники, злодеи, изменники, прелюбодеи, убийцы; и сам Ромул, их царь и правитель, совершил братоубийство, чтобы превзойти в злодеянии свой народ. Вот первые начатки благочестивого государства... Всё, что теперь римляне имеют, чем владеют и пользуются, — всё это добыча их дерзости, все храмы их воздвигнуты из награбленного имущества, посредством разрушения городов, ограбления богов и умерщвления священников".
И "отрицание мира римского" для первых христиан вовсе не ограничивалось идейной сферой, а легко и непринуждённо перетекало и в практическую область. Весьма характерен рассказ из житий святых о подвиге, совершённом епископом Аверкием во II веке: "Взяв попавшийся ему кол, он... отправился к храму Аполлона, где накануне происходил праздник языческий и было принесено множество жертв. В этом храме находилось много драгоценных, прекрасно убранных идолов... Войдя в храм, святой епископ сначала стал поражать главного идола Аполлона, а затем и других. Всех их он сокрушил и разбил на мелкие части. Глухие же и немые идолы, будучи бездушными... не могли защищаться, когда святой сокрушал их. Только слышался стук от их падения". Сходным образом действовали и многие другие проповедники. Например, дьякон Кесарий в I веке, согласно его житию, "увидев приносимые идолам жертвы... плюнул на идолов и сокрушил их".
Гравюра "Сокрушение идолов". XIX век
Как видим, первые христиане были вполне себе "нигилистами", легко давшими бы много очков вперёд тургеневскому Базарову. Который тоже рассуждал вполне "по-герценовски" и вполне "по-раннехристиански".
"— Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Всё?
— Всё.
— Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
— Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Алексей Ратников (1926—1984). "На что тебе лягушки, барин?". Иллюстрация к роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Стоит отметить, что если образ Рахметова как идеал аскетичного революционера оставался окружён уважением почти до самого конца СССР, то не то было с образом Базарова. Отношение к нему сменялось с положительного в раннесоветские годы до почти отрицательного в конце СССР. От отца, учившегося в школе в 40-е годы, я как-то услышал ироническое замечание, что их преподавательница "каждый год преподносила им новую трактовку Базарова". Возможно, как раз тогда и происходила эта "смена знака плюс на минус". А в 80-е годы, когда учился я, в школьной оценке данного персонажа уже прочно утвердился знак "минус", и сочинение по роману Тургенева нам задавали под характерным заголовком "Позвольте с вами не согласиться, господин Базаров!".
Довольно типично и то, что в первоначальном тексте "Интернационала" строчка "весь мир насилья мы разроем" была заменена, даже с явным ущербом для рифмы, на "весь мир насилья мы разрушим". Видимо, она точнее соответствовала настроениям тех лет. Наверное, не одно только преувеличение было и в характеристике Герберта Уэллса, посетившего в 1920 году Советскую Россию, который раздражённо писал о большевиках: "Среди них есть и такие тупицы, которые способны отменить преподавание химии, если только не заверить их, что это "пролетарская" химия, или наложить запрет на любой орнамент, как реакционный, если в нём не фигурирует сочетание букв РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика)". Разумеется, революционеры-нигилисты, с точки зрения буржуазного писателя Уэллса, были "тупицами". Но сам факт существования подобных настроений, вероятно, подтверждается, в частности, известными стихами "Мы" поэта Владимира Кириллова (1918 год):
Мы во власти мятежного страстного хмеля;
Пусть кричат нам: "вы палачи красоты";
Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Последующая история "красных" — это, с этой точки зрения, история постепенного отказа и отречения от изначального нигилизма и победы во многих, а затем и почти во всех областях, идей преемственности. Нынешнюю Реставрацию можно рассматривать, среди прочего, и как тотальный триумф преемственности почти по всем направлениям. Подробнее мы рассмотрим этот процесс в следующих постах. Пока же можно заметить, что параллель между красными и ранними христианами, которую провёл Герцен, вышла, с учётом их последующей истории, весьма интересная и заставляющая задуматься, особенно если сопоставить её со словами В. И. Ленина: «Христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом».
(Продолжение следует).
Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
Journal information