Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (29). Суворов против Пугачёва


Карикатура Бориса Ефимова к введению в Красной Армии персональных воинских званий для маршалов Советского Союза. 1935 год. «Далеко приведшее знакомство. — Новые маршалы? Ворошилов... Будённый... Знаю, знаю... Встречались!.. В ноябре двадцатого года». Бывший генерал (судя по лампасам на брюках), а ныне парижский продавец газет, делится воспоминаниями с консьержкой (вероятно, тоже из «бывших»). В газете «Вечерний Париж» в его руках заголовок: «Ворошилов, Тухачевский, Егоров, Будённый, Блюхер — маршалы Советского Союза».

Разумеется, создание сперва Красной Армии, а затем формирование её офицерства (хотя до 40-х годов оно так и не называлось) как социальной группы, не могло не повлиять и на идейные ценности советского общества, изменить его язык, искусство, пантеон почитаемых героев и т.д. В том же направлении, о котором ранее много раз уже шла речь в данной серии постов – от отрицания прошлого к преемственности.
О переменах в языке писал Корней Чуковский в 1962 году: "Появились много лет не употреблявшиеся слова: воин, рядовой, гвардии рядовой, гвардеец, воинство, кавалер ордена, ополченец и др. Вновь возродились такие слова, как полковник, подполковник, генерал. Комиссариаты заменились министерствами, комиссары – министрами. Полпредства переименованы в посольства, полпреды – в послов. Исправдомам и домзакам вновь было присвоено общее наименование – тюрьма". Последние пункты, впрочем, к армии не относились, но зато вполне укладывались во всё ту же логику преемственности...
Октябрь 1917 года упразднил в армии ордена, погоны и воинские чины. Хотя вскоре и появились "красные ордена", но чины и погоны, казалось, исчезли навсегда. Поэтому в 1935 году советские граждане с немалым изумлением услышали, что персональные воинские звания восстанавливаются, пока для высшего командного состава. Только слово "генерал", вызывавшее привычную враждебность, пока не воскресло.
Советский журналист Михаил Кольцов написал как-то, что Иосифа Сталина невозможно вообразить во фраке или мундире с генеральскими погонами. Но в мае 1940 года в Красной Армии ввели звания генералов и адмиралов, – пока, правда, без погон. Погоны восстановили в январе 1943 года. У офицеров и генералов они отливали золотом. А ведь в годы "гражданки" и после неё золотопогонниками называли врагов. Другое воскресшее слово – "офицер" – имело то же значение. Одновременно восстановили и лампасы...

Многих в то время поразили эти нововведения. Я уже как-то цитировал случившийся в 1943 году разговор одной своей родственницы, из числа "бывших", довольно острой на язык, с другом семьи, по убеждениям коммунистом.
– Объясните, – удивленно спрашивала она, – с какой целью правительство вводит погоны в Красной Армии? Сначала офицерские звания, теперь погоны – что же получается, все как до революции?
– Это делается для укрепления авторитета руководства.
– Так. А не следует ли теперь, для укрепления авторитета руководства, ввести должность царя?
Коммунист расстроился и возмутился:
– Как вы можете так говорить!..
Но, разумеется, она довольно метко ухватила суть происходивших процессов. А жители советских сёл и городов с удивлением смотрели на освободившую их армию – уж очень она не походила на Красную... Это удивление отражено в "Василии Тёркине" Александра Твардовского:
– Да уж верю! Как получше,
На какой теперь манер:
Господин, сказать, поручик
Иль товарищ, офицер?

В ответ на что Тёркин укоряет старика-крестьянина:
– Стар годами, слаб глазами,
И, однако, ты, старик,
За два года с господами
К обращению привык...


Наконец, 25 февраля 1946 года и сама Красная Армия перестала называться Красной, превратившись в Советскую. Предписанный военным уставом возглас "Служу трудовому народу!" сменился новым – "Служу Советскому Союзу!", который сохранялся до конца СССР.
Также в 1972 году в Советской Армии было введено звание прапорщика, существовавшее до революции.

Надо понимать, что все эти перемены ни в малейшей степени не были случайными и произвольными. Конечно, в истории действует правило, сформулированное Маккиавелли: большинство людей больше боится внешности, чем сущности, поэтому, вводя различные преобразования, следует иногда сохранять старые, освящённые временем обряды и церемонии, к которым народ привык. Но у этого исторического закона есть и другая сторона: если в нужный момент не изменять слова, символы, общественные ценности и т.д. сообразно происходящим передвижкам в расстановке социальных и классовых сил, то запрос на это изменение рискует начисто снести голову такому нечуткому и упрямому "консерватору".
Естественно, что изменялся и пантеон признанных героев. До середины 30-х годов, например, Александр Суворов числился среди отрицательных исторических персонажей, царских слуг и крепостников. Музей его был закрыт вскоре после революции. Малая Советская энциклопедия начала 30-х годов отмечала "крайнюю жестокость" Суворова в Измаиле и Праге. Вот характерный рисунок из печати 1936 года: выражение "суворовский стрелок" ещё используется как ругательство, синоним "мазилы", противоположность "ворошиловского стрелка".



А это из юмористического военного словарика журнала "Крокодил" за тот же 1936 год:



Афиша кинофильма "Суворов" (снят в 1940 году, вышел на экраны в 1941)

Но уже через пару лет всё поменялось, как по волшебству. В 1940 году был снят фильм "Суворов", прославляющий царского полководца (он вышел на экраны в 1941 году). Характерна была и реакция левой оппозиции на эти перемены. Лев Троцкий писал в 1938 году в "Бюллетене оппозиции": "Дело идёт о восстановлении преемственности с патриотическими традициями старой России... Официальная идеология нынешнего Кремля апеллирует к подвигам князя Александра Невского, героизму армии Суворова-Рымникского или Кутузова-Смоленского, закрывая глаза на то, что этот "героизм" опирался на рабство и тьму народных масс".


Плакат Кукрыниксов. 1941

В своей знаменитой речи на параде 7 ноября 1941 года Сталин произнёс известные слова, обращаясь к красноармейцам: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".


Характерный рисунок 1943 года на тему преемственности традиций Красной Армии и царской




Рисунок 1950 года

Как видим, революционеры оказались в одном общем пантеоне с царскими слугами и аристократами, Суворов вместе с Пугачёвым, которого он возил в железной клетке. На что не без иронии указывали позднесоветские художники, сталкивая эти фигуры, вот как на этой картине.


Татьяна Назаренко. Пугачёв. 1980

Очевидно, в конечном итоге из пантеона должны были выпасть либо те, либо другие, либо Суворов, либо Пугачёв, и ясно, в чью пользу оказался сделан выбор в эпоху Реставрации... Но, повторюсь, все эти перемены ни в малейшей степени не были чьим-то капризом или прихотью, как это может показаться поверхностному наблюдателю. Наоборот, они были лишь внешним отражением шедших в обществе социальных и классовых процессов. Суть которых выражалась всё той же общеисторической и общеэволюционной формулой: переход, по мере утверждения нового, от нигилизма к преемственности.
О других сторонах этого крайне многогранного процесса поговорим далее.


Серия плакатов 1941-1942 годов, иллюстрирующих идею преемственности военных традиций РККА и царской армии





(Продолжение следует).

Посты по теме:
ПИСЬМО 1.
ПИСЬМО 2.
ПИСЬМО 3. Красота — это повторение
ПИСЬМО 4. Всегда ли красота целесообразна?
ПИСЬМО 5. Есть ли в природе реклама?
ПИСЬМО 6. Есть ли у животных эстетическое чувство?
ПИСЬМО 7. Почему красота может "погубить мир"?
ПИСЬМО 8. Красивы ли "Черёмушки"?
ПИСЬМО 9. Аскеты и жизнелюбы
ПИСЬМО 10. Аскетизм и жизнелюбие в истории классов
ПИСЬМО 11. Аскетизм Рахметова
ПИСЬМО 12. Аскетизм Ленина
ПИСЬМО 13. Аскетизм Ленина (окончание)
ПИСЬМО 14. "Модель Ленина-Рахметова" после революции
ПИСЬМО 15. "Великая галстучная дискуссия"
ПИСЬМО 16. Сражение вокруг канарейки
ПИСЬМО 17. "Стиляга" против "Рахметова"
ПИСЬМО 18. Папина "Победа"
ПИСЬМО 19. Стиляги, инкруаябли, мервейёзы и "балы жертв"
ПИСЬМО 20. Модель "Ленина-Рахметова" в 60-е и 70-е годы
ПИСЬМО 21. Победа "стиляг"
ПИСЬМО 22. Краткое содержание предыдущих писем
ПИСЬМО 23. Закон Энгельса, или "Два шага вперёд, шаг назад"
ПИСЬМО 24. Нигилизм в истории красных и ранних христиан
ПИСЬМО 25. Ещё о неизбежности "контрреволюции"
ПИСЬМО 26. Победили ли стиляги? (Краткий обзор откликов)
ПИСЬМО 27. Армия
ПИСЬМО 28. "С Бонапартами-то мы справимся?"
ПИСЬМО 29. Суворов против Пугачёва
Tags: История, СССР, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments

Posts from This Journal “Эволюция” Tag