Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

ПОЛИТЗЭК ИЛЬЯ РОМАНОВ ВЕРНУЛСЯ ПО ЭТАПУ ИЗ КАЗАНИ В НИЖНИЙ НОВГОРОД

Получил письмо от политзаключённого Ильи Романова. В письме (текст его привожу ниже) ни слова о положении самого Ильи нет. Вероятно, он не стал об этом писать, опасаясь, что иначе письмо не будет пропущено тюремной цензурой. Однако письмо отправлено 14 июля с. г. из Нижегородского СИЗО №1, откуда ранее, в мае, Илью этапировали в Казань на психиатрическую экспертизу. Значит, Илья уже возвращён в "родной" нижегородский СИЗО после казанской экспертизы.
А предыдущее письмо, которое я отправлял Илье, вернулось обратно, всё изукрашенное множеством чёрных и синих печатей и штампов. Вот краткая одиссея этого письма:
– 3 июля письмо пришло по почте в Нижний Новгород;
– в Нижнем тюремщики поставили на нём штамп "Нижний Новгород ФКУ СИЗО-1" и пометку "убыл Казань СИЗО-1";
– 5 июля письмо было переотправлено из Нижнего в Казань;
– 9 июля письмо поступило в Казань;
– в Казани тюремщики поставили на нём штамп УФСИН "Следственный изолятор №1 Службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" и сделали пометку: "01.07.14 убыл в СИ-1 Нижний Новгород";
– после чего письмо, устав, видимо, гоняться за заключённым адресатом "от южных морей до полярного края", возвратилось в Москву.
Пара слов по содержанию письма. Отрицательная оценка Петра Первого традиционно, уже лет сто или полтораста, характерна для многих русских анархистов (что, впрочем, понятно) и социалистов. Её довольно ярко выразил граф Лев Николаевич Толстой (пусть и не называвший себя "анархистом"), написавший: "Великий мерзавец, благочестивый разбойник, убийца, который кощунствовал над Евангелием… Забыть про это, а не памятники ставить".
Естественно, эта оценка распространяется и на поддерживавших Петра церковных деятелей, таких, как Феофан Прокопович. Но хотелось бы напомнить и о том, что В. И. Ульянов эту негативную оценку отнюдь не разделял, и наоборот, призывал своих соратников брать пример с того, как "Пётр ускорил перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства". А Герцен прямо уподоблял Петра французским якобинцам, замечая: "Пётр, Конвент научили нас шагать семимильными шагами, шагать из первого месяца беременности в девятый".
Так, может быть, и епископ Феофан Прокопович, плечом к плечу с Петром боровшийся за торжество науки и просвещения над средневековым невежеством и мракобесием, заслужил не самую дурную память потомства? Впрочем, оставляю этот вопрос открытым.
Вот что написал Илья Романов:

"Александр, добрый день!
Хотелось бы добавить кое-что в дополнение ранее обсуждавшихся тем.
pismo2014-07-14
Вот, в последние годы в обществе активно обсуждается проблема: допустимо ли учинять безобразия непотребные да во храмах православных? И при этом зело многие участники оной дискуссии, воодушевления исполнившись, высказывают желание рьяное лично расправляться с теми, кто подобные действия совершает. Причём самая бескомпромиссная позиция свойственна, так сказать, "православным неформалам": подёргивается (будто хапнул "легалки") Энтео, петушится Ванька Охлобыстин. Ничего удивительного нет, что мнение Иисуса авторитетом у этой публики не пользуется. Иисус-то ещё две тысячи лет назад отменил поклонение в храмах, в беседе с самаритянкой у колодца, сказав: "Настанет время, и настаёт уже, когда не в храме и не на горе сей поклоняться будут, а в духе и истине".

Однако РПЦ предпочитает к Иисусу не прислушиваться, а приторговывать им (предпочитая крупный опт), а исповедует, в действительности, смесь иудаизма с язычеством. Устройство храмов, равно как и совершаемые в них попами обряды, позаимствованы православными у иудеев пронырливых. Разница только в том, что вешают они во храмах изображения богов языческих, называя их "святыми".
Но вот всегда ли приключающиеся иногда в храмах разные экстравагантные мероприятия вызывают у приверженцев такое возмущение, какое все имели возможность наблюдать недавно? Оказывается, не всегда. Вот, например, какой "перформанс" учудила в храме в 1733 году императрица Анна Иоанновна. (Цитирую по написанному на строго проверенных исторических фактах роману В. Пикуля "Слово и дело". Речь идёт о князе Михаиле Голицыне, обоснованно заподозренном в том, что он - "агент влияния" католичества):
"– Не пойду! – упёрся он ногами в дверные притолоки.
А сам здоров – как бык, ноги толстые. Тыр-пыр, не могли пропихнуть его в храм. Подскочил Ванька Топильский (секретарь Тайной розыскных дел канцелярии. – И. Р.) и заверещал:
– От веры православной отвращаешься ли? Почто в церковь божию чинно войти не желаешь?
– Да не в храм вы гоните меня, – с мукою отвечал Голицын. – Чую позор великий и посрамление всей фамилии моей знатной...
– Дурак! – крикнули князю и в спину так треснули, что он в церковный придел влетел и – головой прямо в пол...
От боли, от страха потерял князь разум.
– Верните жену мне! – взывал исступлённо. – Верните, а потом уж что угодно со мной творите... Она не поддана ея величеству, а есть вольная гражданка республики Флоренской... Пощадите!
А в ухо князю кто-то нашептал – сострадательно:
– Не пытай судьбу далее словами дерзкими. Упала на грудь седая голова, и тогда сказал он:
– Делайте...
Переступил ногами, словно конь в путах, и штаны с него сняли. Потянули потом исподнее – тоже прочь. Тогда (еще разумно) он понял, что с голым срамом шпага не годится. И сорвал её с пояса. Втащили его в придел храма. А в церкви служба шла. Придворные певчие хорошо пели, возносясь голосами к небу. И стало князю так больно за весь род людской, что заплакал он и тоже молитву запел... А его уже сажали.
Валерий Якоби. Ледяной дом
Валерий Якоби. Ледяной дом. На картине изображена шутовская свадьба в Ледяном доме князя Голицына-Квасника – одна из забав императрицы Анны Иоанновны.

– Куда вы пихаете меня? – спросил. И его посадили: голым задом в лукошко с сырыми яйцами.
Сел... Сжался от стыда на лукошке.
– Сие есть, – объявил над ним Топильский, – наказание тебе знатное за веры отступничество, а женка твоя, коя тож папежского духу, выслана будет, и ты про неё сразу забудь...
Сумрачно было и холодно в пределе храма. Текли из лукошка раздавленные яйца. Сгорая со стыда, поднял Голицын голову.
– Эй, кто тут ещё? – спросил, приглядываясь.
– Это мы, – ответили из потемок. – Шуты ея величества...
Валерий Якоби. Шуты в спальне Анны Иоанновны. 1872 г.
Валерий Якоби. Шуты в спальне Анны Иоанновны. 1872 г.

Верно: сидели, тоже на яйцах, все с задницами голыми, у входа в храм дряхлый князь Никита Волконский, "король самоедский" Лакоста и еще кто-то - не разглядеть было...
– Кто? – спросил Голицын.
– Я, папенька, – ответили. – Твой зятек, граф Алешка Апраксин... Оно бы и ничего все, мне даже нравится служба легкая. Да при ея величестве, говорят, кудахтать надобно, дабы развеселить государыню нашу. Вот и скорблю – справлюсь ли по-петушиному?
Открыли приворот – брызнуло светом из церкви, и вдоль сеней пробежала востроносая собачонка. Значит, императрица где-то поблизости.., сейчас явится. Михайла Алексеевич голову понурил, чтобы его никто не узнал. А над ним прошуршало платье и сверху полилось на него ято-то кислое и холодное... Квас!
И раздался хохот – это смеялись над ним придворные:
– Вот ты и квасу из царских ручек отпил...
Тут все шуты встрепенулись, руками стали махать. И все на разные голоса закудахтали, на яйцах подпрыгивая:
– Куд-куды-кудах! Куд-куд-куд-кудах!
Словно череп раскололи Голицыну, и это было началом его безумия... Михайла Алексеевич тоже руками взмахнул, подпрыгнул и запел курицей. Лучше всех запел. А за то, что на голову ему опитки кваса были излиты, за это его Квасником прозвали, по титулу более величать не стали... Голицын Квасник!
– Куд-куды-кудах.., куда-как-кудах! – хлопал руками Михайла Алексеевич, и в эти дни Анна Иоанновна писала на Москву своему дядюшке графу Салтыкову, который там губернаторствовал:
"...благодарна за присылку Голицына, коей всех лучше и здесь всех дураков победил. Ежели ещё такой же дурак в его пору сыщется, то немедленно уведомь, и пребываю вам неотменно в моей высокой милости...
Анна".
Ну, а что же церковные иерархи? Возможно, сурово осудили подобный "панк-молебен" на подведомственной им территории? Как бы не так! Глава Синода Феофан Прокопович был одним из вернейших приверженцев Анны Иоанновны. Эта последняя при вступлении на престол, действительно, вынужденно подписала так называемые "кондиции" – фактически конституцию, отменявшую самодержавие. После этого императрица могла только "царствовать, но не править". Но очень скоро, при активнейшем участии Синода и лично Прокоповича, – произошёл переворот, и самодержавная власть была восстановлена в полном объёме. И такова позиция православных всегда: они всегда – за самодержавие. Мол, правитель даётся богом, и пытаться как-то ограничивать богоданную власть – страшный грех. А государыне, правящей благословением божиим – можно в храме и штаны с мужиков стаскивать, и шутовство всяческое сеять – никакого греха туточа нету...
feofan
Николай Неврев. "Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением". 1886 г.
В центре картины – епископ Феофан Прокопович.


Был, правда, когда-то давно такой диссидент Иисус, который не уставал повторять: "Горе вам, фарисеи!"...

* * *
Удивительное сходство некоторых исторических эпох, которые имели место в разное время и в разных странах, давно привлекает наше внимание. Недавно обнаружил очень показательный документ на эту тему: отрывок из памфлета, имевшего хождение среди французских эмигрантов после знаменательного дня 9-го термидорв. Обратите, пожалуйста, внимание:
"Париж задыхается в вихре удовольствий. На другой день после казни Робеспьера все понятия революции о суровых добродетелях гражданина стали смешными и звучат издевательством. Все вмиг помешались на богатстве. Деньги делают нынче на всём: на курсе постоянно падающих ассигнаций, но ещё больше на "наследстве крови" – продаже имений гильотинированных. Надо только иметь руку в бесстыдной Директории, состоящей из вчерашних республиканцев, мгновенно ставших сегодняшними ворами... А как преобразились Елисейские Поля! Угрюмые куртки санкюлотов сменились разноцветными фраками "новых французов", щеголяющих тростями с бесценными набалдашниками, золотом и каменьями... В открытых колясках восседают дамы с обнажёнными плечами, похожие на античных богинь, а ещё больше – на цариц полусвета. Некая госпожа ЖБ [Жозефина Богарне. – А. М.] – одна из этих повелительниц новой Франции. Из застенков Консьержери, где она дожидалась смерти (спасла её только гибель Максимилиана), она сразу попала в салоны "новых французов".

bogarne
Жозефина Богарне
И уже из постелей разбогатевших спекулянтов перелегла в кровать к их вождю – мсье Б[аррасу – глава Директории. – И. Р.]... Сей господин покупает ей кареты и даёт деньги на роскошные приёмы. Эти пиры происходят в её новом доме, купленном опять же мсье Б. Мужчинам положено приходить туда без жён.
Поль Франсуа Жан Никола виконт де Баррас
Поль Франсуа Жан Никола виконт де Баррас

Здесь устраиваются миллионные сделки, распределяются государственные средства – так нынче принято в республиканском Париже! Но ловелас Б. не может быть долго верен одной даме... Они расстались. Однако неукротимая плоть госпожи Б. влечёт её к новым приключениям. Говорят, её многочисленные избранники всегда молоды и красивы. Но недавно в её постели появился совсем иной герой. Он мал ростом, и жалок телом. Надеюсь, граждане, вы догадались? Да, это тот самый прославленный генерал... Таковы нынче властители дум, занимающие воображение французского народа. Проснись, бедная Франция!".
Barras1797
Карикатура на Барраса и Бонапарта. 1797 год

Каково?! Вот уж, действительно, как говорил Екклезиаст: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Получил кое-что из Ваших писем; об этом напишу несколько попозже. Большое спасибо за то, что присылаете мне столько интересной информации.
Пока заканчиваю. С уважением, Илья Романов.
14.07.14 г."

ПОДРОБНЕЕ о деле Ильи Романова читайте здесь

Locations of visitors to this page
Tags: История, Романов Илья, политзаключенные
Subscribe
Buy for 20 tokens
Я бы даже сказал, что больше других, хотя ещё не вечер. Когда-то тут была промзона, а сегодня чуть ли не самая дорогая земля в Москве и в небоскребах тут живут очень богатые люди, ну или те, кто пытаются примазаться к богатым;) И вот она сила контраста, почти как в Таиланде, где под…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments