Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (37). "Долой буржуазную ёлку!"

burz_elka_1

Постить в эти новогодние дни чересчур серьёзные тексты как-то не ко времени, писать о всяких пустяках — неохота. Поэтому напишу вполне серьёзно, но об эволюции довольно весёлого явления: новогодней ёлки.
Впрочем, история рождественско-новогодней ёлки в России/СССР в XX веке — это есть, как в капле воды, история нашей революции и нашей, увы, Реставрации. (Особенно ярко она иллюстрирует тему отрицания и преемственности). Не верится? Тогда судите сами.
Бытует мнение, что красные революционеры, едва придя к власти, начали борьбу с таким "религиозным пережитком", как рождественская ёлка. На самом деле всё было, как водится, не совсем так. Или даже совсем не так: дело в том, что ещё в 1916 году Святейший Синод призывал не ставить в домах ёлки, поскольку это неправославный, антипатриотический и "немецкий обычай". Так что Октябрь 1917 года, для которого подобные доводы не имели силы, начал с того, что вернул ёлку детворе. Поэтому и стало возможно участие В. И. Ленина в рождественской ёлке в январе 1919 года, вошедшее во все советские хрестоматии. Журналист Михаил Кольцов, побывавший в доме Ленина сразу после его смерти, писал: "Стоит неубранная ёлка, в бусах, свечечках и ватном инее — последняя забава маленьких друзей...".
Так было в первые годы после революции. Но потом, действительно, отношение к ёлке стало меняться. Украшать колючие деревца не запрещали, но всячески высмеивали эту традицию. Смоленский журнал "Долой богов!" писал в 1923 году: "С рождественскими ёлками бороться НЕ НАДО, но их обязательно надо использовать с антирелигиозной целью. Ёлку хорошо соединить с антирелигиозной выставкой... Среди вещей на выставке могут фигурировать, например: кожа, которой бог прикрыл наготу Адама; яблоко (гнилое) познания добра и зла; кусок соли из жены Лота, превращённой богом в соляной столб; ключ от царства небесного; перо из хвоста архангела Михаила".
Популярная детская частушка тех лет:
Комсомольцы, комсомолки
Мы обходимся без ёлки.
Во —
И боле ничего!


Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. 1929 г. Москва, Бауманский район.
Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. 1929 г. Москва, Бауманский район

А вот более пространные "анти-ёлочные" стихи 1923 года (они тоже обращены к детям):
Вместо песен нынче — речи.
Стал для вас хлопушкой — Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз.
Вы не кружитесь без толку
В темпе полек: раз и два...
Так — берите, братцы, ёлку
И рубите на дрова!
Чтоб, смеясь, испеплить в печке
В хвойном брызжущем жару
Звёзды, гроздья, блёстки, свечи —
Всю Христову мишуру!


bezbojnik_1931
Заяц: "Катись, господи! Таким лесозаготовщикам, как ты, нынче крышка!"
(журнал "Безбожник у станка", № 22, 1931 год).


В 1931 году поэт-обэриут Александр Введенский опубликовал в детском журнале "Чиж" (№ 12) стихи со строками, превратившимися в лозунг — "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов". Вот полный текст стихотворения:
Не позволим мы рубить
молодую ёлку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой — враги попам.
Рождества не надо нам.

Поэт-футурист Семён Кирсанов в стихотворении "Рождество" ("Комсомольская правда", 25 декабря 1928) обратился к комсомольцам с призывом: "Праздновать рождество — значит праздновать рабство с невежеством!":
Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!..


Ёлка приманка для простачков Карикатура 1930 года.
"Ёлка — приманка для простачков". (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930. С. 24).
«Слежу за «рыбкой» жадно я.
Вот ёлочка нарядная,
Заместо червячка
Ещё даю конфеты я.
Авось приманкой этой
Поймаю простачка».


Что скрывается за дедом-морозом
«Что скрывается за дедом-морозом?» (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930. С. 25)

anti-elka1
Красноармеец на советской границе преграждает путь деду Морозу. (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930)

Карикатура из газеты Пролетарская правда за 25 декабря 1928 года
"Вон из нашего быта!". Карикатура из газеты "Пролетарская правда" (Киев) за 25 декабря 1928 года

Митинг детей против ёлки
Митинг детей против ёлки. 20-е годы

Владимир Маяковский (1926):
Лучше
мысль о ёлках
навсегда оставь.
Ёлки пусть растут
за линией застав.
Купишь ёлку,
так и то
не ту, которая красива,
а оставшуюся
после вычески лесных массивов.
Что за радость?
Гадость!
Почему я с ёлками пристал?
Мой ответ
недолог:
нечего
из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять
рождённых ёлок.


В общем, революционное отрицание во всей своей красе.
А поэт-сатириконец Валентин Горянский, ставший эмигрантом, ещё в 1919 году написал пародию на подобные настроения, которую, однако, легко можно спутать с настоящей антиёлочной поэзией:
Скоро будет Рождество,
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!

Артист Юрий Никулин вспоминал, что во времена его детства во многих школах висел плакат: "Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошёл на елку, значит, ты не пионер!". Ещё один из популярных "анти-рождественских" лозунгов начала 30-х годов гласил: "Не губите ёлок. Не празднуйте рождества!".
В 1927 году рождество перестало быть официальным праздничным днём. В столице Моссовет запретил торговлю хвойными деревьями, за неё теперь полагался штраф или принудительные работы сроком на один месяц. Аналогичные решения были приняты советами и в других городах страны. Один из авторов киевской "Пролетарской правды" писал 24 декабря 1928 года: "Горсовет издал указ, запрещающий продавать в городе молодые сосны и ели. Шаг решительный, и его нужно поддержать всему сознательному обществу. Это байка, что дети, мол, больше всего любят ёлку. Я на своей дочери убедился, что ребёнок с большей охотой пойдёт, скажем, в оперу, чем будет скакать вокруг ёлки. Да и разве ж в одну только оперу можно повести ребёнка: у нас же теперь и кукольный театр, и зверинец, и, наконец, радио".
Проблема, однако, заключалась в том, что полностью преодолеть традицию рождественской ёлки революция не смогла. О том, что принятые решения в реальности не соблюдались, видно и из печати тех лет:

pered_rojdestvom

Более того. Обычай ставить ёлки отчасти сохранялся даже в верхушке общества, о чём мы можем судить, в частности, по сатирическому рисунку Е. Самсоновой, опубликованному в 1928 году. Он изображал рождественскую ёлку в доме ответственного работника. Один из гостей укоризненно спрашивал у хозяина:
— Как же так: при твоём положении — и вдруг... ёлка!
— Да, — невозмутимо отвечал тот, — но ведь она у меня с красными лампочками!

Кстати, на примере этого подспудного, но упорного сопротивления "ёлочников" "антиёлочникам" ясно видно, что преемственность возникает не сама собой, и тем более не по чьей-то прихоти или капризу. Она рождается из сопротивления старого новому, явного и скрытого, когда новому в конце концов приходится идти на попятную и на вынужденное приспособление к старому, перемирие с ним.
И в 1935 году это перемирие состоялось, и судьба праздничной ёлки вновь круто переменилась — она открыто и победоносно вернулась в быт СССР. Хотя и с важной поправкой: уже не как рождественская, а как новогодняя. Но это, как говорится, совсем другая история...

(Продолжение следует).

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Tags: История, Праздники, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments