Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (38). "Всё вифлеемское сняла с себя"

002elka
Обложка советского детского журнала "Чиж" за декабрь 1936 года. Характерно, что возле ёлки ещё нет ни Деда Мороза, ни Снегурочки — они тогда только становились частью советского новогоднего ёлочного обычая

В конце 1935 года в истории советской ёлки произошёл новый крутой поворот. Как вспоминал Никита Хрущёв: "Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”... Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали... Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?”. Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею".
Статья Павла Постышева появилась в "Правде" 28 декабря 1935 года. Она называлась: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку". Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
Художник-карикатурист Борис Ефимов в том же 1935 году нарисовал шарж на Постышева, где он предстаёт в виде Деда Мороза:
001elka1936

А советские сатирики шутили, что теперь вместо букв "IХ" ("Иисус Христос") ёлку следует украшать буквами "ПП", то есть "Павел Постышев". Статья была написана как чёткое руководство к действию, именно так её все и восприняли. Уже на следующий день в "Правде" появилось постановление ЦК комсомола, поддержавшее идею Постышева. Однако неожиданное возвращение ёлки застало воспитателей, учителей, культоргов врасплох. В сборнике "Ёлка", выпущенном под редакцией Е.А.Флериной и С.С.Базыкина в 1936 году, авторы признавались: "Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек — их не производили. В школах, детсадах, в семьях заволновались..." В тот же день, что и статья Постышева, в "Правде" была опубликована заметка "Продажа ёлок на рынках Москвы", в которой будничным тоном сообщалось, что на некоторых рынках Москвы идёт торговля ёлками. "Между рядами стройных зелёных деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жёны рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки. Ёлки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и ёлка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети". Всего за один час на Зацепском рынке Москвы раскупили 700 ёлок, на маленьком Тетеринском рынке — 400. Но так обстояло дело на небольших рынках. Газета укоризненно замечала, что директора крупнейших рынков столицы "считают почему-то продажу ёлок... нарушением каких-то никому не ведомых правил и "баловством"". Но если продажу ёлок ещё как-то можно было сравнительно быстро наладить, то оставался вопрос: чем их наряжать? Конечно, за оставшиеся считанные дни до праздника выдуть необходимое количество ёлочных украшений и обеспечить ими столицу и всю страну было невозможно. Однако людям помогала выдумка: как сообщила "Правда" 1 января 1936 года, московский гастроном №1 ГУМа за три дня до праздника распродал годовой запас грецких орехов! Их обмазывали клеем, заворачивали в блестящую золотую и серебряную бумагу и такими самодельными "шарами" украшали домашние ёлки.
017elka

Вернувшийся незадолго до этого в СССР лидер сменовеховцев Николай Устрялов писал 31 декабря 1935 года про случившуюся "бытовую радость" — возвращение ёлки. "Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду — ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в "Детском мире" за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы — прекрасно!"
Характерно, что восторги сменовеховца Устрялова по поводу ёлки зеркально отразил "Бюллетень оппозиции" его давнего непримиримого противника и оппонента Льва Троцкого. Лев Давидович в феврале 1936 года откликнулся на воскрешение ёлки, написав: "Такие "социалистические" нравы, как постоянное ползание на животе перед "вождями", как византийская лесть, как создание касты "красных" полковников, генералов и маршалов, как реакционный культ мелкобуржуазной семьи, вплоть до возрождения рождественской елки, заставляют мыслящих рабочих всех стран догадываться, насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза".
Между прочим, в мемуарах сына Постышева Леонида тот приводил такое любопытное соображение своего отца относительно ёлки: борясь с ней, как с "поповским предрассудком", хорошего, весёлого праздника для детей взамен рождественской ёлки так и не придумали. "Попы были умнее: они, несмотря на то, что ёлка — обряд языческий, не стали с ним бороться, а использовали в своих интересах".

010elka_1941. Колонный зал Дома  союзов
1941 год. Колонный зал Дома союзов. Последняя предвоенная ёлка

011elka_1941. Колонный зал Дома союзов
1941 год. Колонный зал Дома союзов

И вот при торжественном возвращении ёлки в СССР с ней произошли разительные метаморфозы, похожие на смену языческой традиции поклонения дереву на христианскую. Их суть точно передал Семён Кирсанов, — тот самый поэт-футурист, который в 1928 году сурово призывал:
Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!..

В первый день 1941 года он, наоборот, восславил ёлку на страницах "Правды", заметив при этом:
И даже ёлка, блёстками слепя,
За время хвойной лапою задела,
Всё вифлеемское сняла с себя
И всё советское — надела.

Из рождественской ёлка преобразилась в новогоднюю: венчавшая её восьмиугольная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной алой, а Рождественский Дед окончательно превратился в светского Деда Мороза.
Навершия для ёлки
Навершия для ёлки в форме пятиконечной звезды

Революция произошла и в области ёлочной игрушки. Ангелочки, которых прежде вешали на ёлку, отошли в область преданий. Им на смену пришли новые революционные ёлочные украшения: среди них были не только алые звёзды-наконечники на верхушку дерева, но и слепленные вручную из ваты фигурки полярников, красноармейцев, милиционеров.
tri_igrushki
Фигурки полярника с медведем и красноармейцев. Красноармейцы ещё без погон — они вернулись в РККА лишь в 40-е годы

dve_igrushki
Стеклянная фигурка красноармейца и картонная фигурка комсомолки

Разноцветные шары с изображениями звёзд, серпов и молотов, стеклянные дирижабли — распространённый в те годы вид воздушного транспорта — с надписью "СССР", игрушечный крейсер "Аврора", фигурка Феликса Дзержинского... В 1937 году была выпущена серия шаров с изображением вождей революции. Отразилась в ёлочной игрушке и злободневная тема гражданской войны в Испании: в 1938 году был изготовлен стеклянный шар с двумя аэропланами, один из которых сбивал другой. С выходом фильма "Цирк" (1936) популярность приобрели игрушки на цирковые темы. Первыми выпуск ёлочных игрушек наладили производственные артели — сохранившийся со времён нэпа "рыночный сектор" советской промышленности.

dirijabl01
dirijabl02
dirijabl03
dirijabl04

schar01
schar02
schar03
schar04
schar05
schar06
1029911_original
1030831_original
f-1322612115
018elka

А через год после возвращения ёлки, 1 января 1937 года, в Москве в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель и устроен праздник, на котором впервые гостей поприветствовал Дед Мороз, получивший тогда же свою верную спутницу-внучку — Снегурочку. Одновременно с этой ёлкой вновь зажглись новогодние ёлки по всему СССР...

В общем же, подводя итоги сказанному, отметим: эпоха отрицания ёлок 1920-30-х годов не прошла даром. В 1935 году ёлка вернулась, что правые деятели типа Устрялова восприняли с радостью, а левые оппозиционеры, как Троцкий — с осуждением. Но это уже не была старая дореволюционная ёлка, не чистый возврат к прошлому. Скорее, яркое воплощение идеи эволюционной преемственности, о которой мы и ведём речь в данной серии...

P. S. История возвращения обновлённой ёлки в СССР имеет и свои послесловия.
Послесловие первое: после начала Великой Отечественной войны германские войска и оккупационные власти решили осчастливить "освобождённых от большевизма" советских детей возвращением им рождественской ёлочки, которая бы, наоборот, "всё советское сняла с себя, а всё вифлеемское — надела". "Домом просветителей" Северо-запада России рекомендовалось перед Рождеством проводить утренник для детей 5-8 лет "Как детей чекист советский чудной ёлочки лишил, но затем солдат немецкий детям ёлку возвратил". В роли злой Бабы-Яги на таких утренниках должен был выступать "работник НКВД".
Правда, тонкость здесь состояла в том, что ёлка в "третьем рейхе" уже отошла от классических рождественских образцов. Несмотря на надпись на обмундировании солдат вермахта "С нами Бог!", нацисты весьма критически относились к христианской традиции, оказывая предпочтение языческой. И обычай ёлки, сохранённый именно со времён языческого почитания деревьев, тоже видоизменялся в этом направлении.
Немецкие ёлки 30-х и 40-х годов украшали, например, стеклянные шары с изображениями свастики, молний "СС", имперского орла, надписью "Зиг хайль" (то есть "Слава победе"), стеклянные головы фюрера.
elka001

elka002
elka003
elka004
elka005
elka006
elka007
elka008

Увенчайся военные планы нацистов победой, дошло бы, возможно, и до воскрешения чисто языческих ёлочных традиций среди русского населения... оставшегося в живых. Но ничего этого, как мы знаем, к счастью, не случилось. И — как одно из частных следствий Победы 1945 года — на следующие полвека ёлка в СССР осталась светской и новогодней.

P. P. S. Послесловие второе: когда "перестройка" социализма обернулась Реставрацией буржуазного строя, то вполне естественно, что с ёлкой попытались проделать то, что не удалось сделать нацистам. То есть избавить её от всех "пережитков" советского. Из новогодней превратить в чисто рождественскую. Пятиконечные звёзды заменить на вифлеемские, игрушечных космонавтов — на ангелочков, избавиться от Деда Мороза, потому что он "родом из 1937 года" (что совершенно верно). Избавиться от Снегурочки, потому что она тоже — приобретение советских времён. И так далее. Интересно, хотя и немного грустно, наблюдать сейчас за этой борьбой. Впрочем, можно заранее предсказать её итоги: несмотря ни на какие усилия, полностью вытравить все приобретения советской эпохи (Деда Мороза, Снегурочку и т.д.) из ёлочной традиции не удастся.

(Продолжение следует).

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Tags: История, Новогоднее, Праздники, СССР, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments