Обложка советского детского журнала "Чиж" за декабрь 1936 года. Характерно, что возле ёлки ещё нет ни Деда Мороза, ни Снегурочки — они тогда только становились частью советского новогоднего ёлочного обычая
В конце 1935 года в истории советской ёлки произошёл новый крутой поворот. Как вспоминал Никита Хрущёв: "Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”... Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали... Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?”. Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею".
Статья Павла Постышева появилась в "Правде" 28 декабря 1935 года. Она называлась: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку". Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
Художник-карикатурист Борис Ефимов в том же 1935 году нарисовал шарж на Постышева, где он предстаёт в виде Деда Мороза:
А советские сатирики шутили, что теперь вместо букв "IХ" ("Иисус Христос") ёлку следует украшать буквами "ПП", то есть "Павел Постышев". Статья была написана как чёткое руководство к действию, именно так её все и восприняли. Уже на следующий день в "Правде" появилось постановление ЦК комсомола, поддержавшее идею Постышева. Однако неожиданное возвращение ёлки застало воспитателей, учителей, культоргов врасплох. В сборнике "Ёлка", выпущенном под редакцией Е.А.Флериной и С.С.Базыкина в 1936 году, авторы признавались: "Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек — их не производили. В школах, детсадах, в семьях заволновались..." В тот же день, что и статья Постышева, в "Правде" была опубликована заметка "Продажа ёлок на рынках Москвы", в которой будничным тоном сообщалось, что на некоторых рынках Москвы идёт торговля ёлками. "Между рядами стройных зелёных деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жёны рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки. Ёлки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и ёлка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети". Всего за один час на Зацепском рынке Москвы раскупили 700 ёлок, на маленьком Тетеринском рынке — 400. Но так обстояло дело на небольших рынках. Газета укоризненно замечала, что директора крупнейших рынков столицы "считают почему-то продажу ёлок... нарушением каких-то никому не ведомых правил и "баловством"". Но если продажу ёлок ещё как-то можно было сравнительно быстро наладить, то оставался вопрос: чем их наряжать? Конечно, за оставшиеся считанные дни до праздника выдуть необходимое количество ёлочных украшений и обеспечить ими столицу и всю страну было невозможно. Однако людям помогала выдумка: как сообщила "Правда" 1 января 1936 года, московский гастроном №1 ГУМа за три дня до праздника распродал годовой запас грецких орехов! Их обмазывали клеем, заворачивали в блестящую золотую и серебряную бумагу и такими самодельными "шарами" украшали домашние ёлки.
Вернувшийся незадолго до этого в СССР лидер сменовеховцев Николай Устрялов писал 31 декабря 1935 года про случившуюся "бытовую радость" — возвращение ёлки. "Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду — ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в "Детском мире" за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы — прекрасно!"
Характерно, что восторги сменовеховца Устрялова по поводу ёлки зеркально отразил "Бюллетень оппозиции" его давнего непримиримого противника и оппонента Льва Троцкого. Лев Давидович в феврале 1936 года откликнулся на воскрешение ёлки, написав: "Такие "социалистические" нравы, как постоянное ползание на животе перед "вождями", как византийская лесть, как создание касты "красных" полковников, генералов и маршалов, как реакционный культ мелкобуржуазной семьи, вплоть до возрождения рождественской елки, заставляют мыслящих рабочих всех стран догадываться, насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза".
Между прочим, в мемуарах сына Постышева Леонида тот приводил такое любопытное соображение своего отца относительно ёлки: борясь с ней, как с "поповским предрассудком", хорошего, весёлого праздника для детей взамен рождественской ёлки так и не придумали. "Попы были умнее: они, несмотря на то, что ёлка — обряд языческий, не стали с ним бороться, а использовали в своих интересах".
1941 год. Колонный зал Дома союзов. Последняя предвоенная ёлка
1941 год. Колонный зал Дома союзов
И вот при торжественном возвращении ёлки в СССР с ней произошли разительные метаморфозы, похожие на смену языческой традиции поклонения дереву на христианскую. Их суть точно передал Семён Кирсанов, — тот самый поэт-футурист, который в 1928 году сурово призывал:
Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!..
В первый день 1941 года он, наоборот, восславил ёлку на страницах "Правды", заметив при этом:
И даже ёлка, блёстками слепя,
За время хвойной лапою задела,
Всё вифлеемское сняла с себя
И всё советское — надела.
Из рождественской ёлка преобразилась в новогоднюю: венчавшая её восьмиугольная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной алой, а Рождественский Дед окончательно превратился в светского Деда Мороза.
Навершия для ёлки в форме пятиконечной звезды
Революция произошла и в области ёлочной игрушки. Ангелочки, которых прежде вешали на ёлку, отошли в область преданий. Им на смену пришли новые революционные ёлочные украшения: среди них были не только алые звёзды-наконечники на верхушку дерева, но и слепленные вручную из ваты фигурки полярников, красноармейцев, милиционеров.
Фигурки полярника с медведем и красноармейцев. Красноармейцы ещё без погон — они вернулись в РККА лишь в 40-е годы
Стеклянная фигурка красноармейца и картонная фигурка комсомолки
Разноцветные шары с изображениями звёзд, серпов и молотов, стеклянные дирижабли — распространённый в те годы вид воздушного транспорта — с надписью "СССР", игрушечный крейсер "Аврора", фигурка Феликса Дзержинского... В 1937 году была выпущена серия шаров с изображением вождей революции. Отразилась в ёлочной игрушке и злободневная тема гражданской войны в Испании: в 1938 году был изготовлен стеклянный шар с двумя аэропланами, один из которых сбивал другой. С выходом фильма "Цирк" (1936) популярность приобрели игрушки на цирковые темы. Первыми выпуск ёлочных игрушек наладили производственные артели — сохранившийся со времён нэпа "рыночный сектор" советской промышленности.
А через год после возвращения ёлки, 1 января 1937 года, в Москве в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель и устроен праздник, на котором впервые гостей поприветствовал Дед Мороз, получивший тогда же свою верную спутницу-внучку — Снегурочку. Одновременно с этой ёлкой вновь зажглись новогодние ёлки по всему СССР...
В общем же, подводя итоги сказанному, отметим: эпоха отрицания ёлок 1920-30-х годов не прошла даром. В 1935 году ёлка вернулась, что правые деятели типа Устрялова восприняли с радостью, а левые оппозиционеры, как Троцкий — с осуждением. Но это уже не была старая дореволюционная ёлка, не чистый возврат к прошлому. Скорее, яркое воплощение идеи эволюционной преемственности, о которой мы и ведём речь в данной серии...
P. S. История возвращения обновлённой ёлки в СССР имеет и свои послесловия.
Послесловие первое: после начала Великой Отечественной войны германские войска и оккупационные власти решили осчастливить "освобождённых от большевизма" советских детей возвращением им рождественской ёлочки, которая бы, наоборот, "всё советское сняла с себя, а всё вифлеемское — надела". "Домом просветителей" Северо-запада России рекомендовалось перед Рождеством проводить утренник для детей 5-8 лет "Как детей чекист советский чудной ёлочки лишил, но затем солдат немецкий детям ёлку возвратил". В роли злой Бабы-Яги на таких утренниках должен был выступать "работник НКВД".
Правда, тонкость здесь состояла в том, что ёлка в "третьем рейхе" уже отошла от классических рождественских образцов. Несмотря на надпись на обмундировании солдат вермахта "С нами Бог!", нацисты весьма критически относились к христианской традиции, оказывая предпочтение языческой. И обычай ёлки, сохранённый именно со времён языческого почитания деревьев, тоже видоизменялся в этом направлении.
Немецкие ёлки 30-х и 40-х годов украшали, например, стеклянные шары с изображениями свастики, молний "СС", имперского орла, надписью "Зиг хайль" (то есть "Слава победе"), стеклянные головы фюрера.
Увенчайся военные планы нацистов победой, дошло бы, возможно, и до воскрешения чисто языческих ёлочных традиций среди русского населения... оставшегося в живых. Но ничего этого, как мы знаем, к счастью, не случилось. И — как одно из частных следствий Победы 1945 года — на следующие полвека ёлка в СССР осталась светской и новогодней.
1978. Накануне празднования Нового года на улицах Москвы. Фото Александра Гращенкова
P. P. S. Послесловие второе: когда "перестройка" социализма обернулась Реставрацией буржуазного строя, то вполне естественно, что с ёлкой попытались проделать то, что не удалось сделать нацистам. То есть избавить её от всех "пережитков" советского. Из новогодней превратить в чисто рождественскую. Пятиконечные звёзды заменить на вифлеемские, игрушечных космонавтов — на ангелочков, избавиться от Деда Мороза, потому что он "родом из 1937 года" (что совершенно верно). Избавиться от Снегурочки, потому что она тоже — приобретение советских времён. И так далее. Интересно, хотя и немного грустно, наблюдать сейчас за этой борьбой. Впрочем, можно заранее предсказать её итоги: несмотря ни на какие усилия, полностью вытравить все приобретения советской эпохи (Деда Мороза, Снегурочку и т.д.) из ёлочной традиции не удастся.
(Продолжение следует).
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Journal information