Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Несостоявшееся, или Великий князь и другие сумасшедшие


Николай II и великий князь Николай Николаевич

5 января 1929 года во Франции скончался бывший верховный главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич (1856—1929), внук Николая I и дядя Николая II. Окончательно угасли надежды монархистов (довольно зыбкие, впрочем) на возвращение на родину во главе с велкнязем (это удобное сокращение — из советской печати тех времён) на белом коне. Закрылась определённая глава в истории русской белоэмиграции.
На это событие живо откликнулась и красная пресса. Ленинградская газета "Пушка" ("самая весёлая газета в СССР", как она себя рекламировала) помещала рисунок "С опозданием", на котором изображалось прибытие велкнязя на небеса. У райских врат его поджидал апостол Пётр, который сварливо интересовался у новоприбывшего:
— Что ж это вы, Николай Николаевич, так нас задержали?! Без вас мы не можем начать совещания о походе на Москву!..
А в стенах рая велкнязя уже ждали родственники — царь Николай, царица, цесаревич и "зав-раем", коротающий время за чтением журнала "Безбожник"...


Плакат периода начала Первой мировой войны

Впрочем, и до этого советская пресса не оставляла велкнязя вниманием. Он был излюбленной мишенью карикатуристов и сатириков-фельетонистов. Анекдот из журнала "Красный перец" за 1924 год:
"Человек без фамилии.
— Знаете, велкнязя Николая Николаевича можно назвать "человеком почти без фамилии".
— За то, что его фамилия обычно не упоминается?
— Нет, за другое. За то, что почти всю его фамилию укокошили".



Рисунок Н. Никонова. 1924 год. Журнал "Красный перец". "Богородица отставная Мария Фёдоровна с младенцем Николаем Николаевичем"

Стихи, опубликованные без указания имени автора, в 1924 году, в журнале "Крокодил":

Родственные души
В далёком Берлине
Собранье интимных друзей:
Четыре графини
И трое великих князей.
Сошлися и судят
За чашкой чайку с молочком
О том, что будет,
О том, что будет потом...
Увы, невкусен и пресен
Этот самый берлинский чай...

Но вопрос, действительно, интересен:
Кирилл — или Николай?

В пивнушке под боком
Открыт монархический с'езд.
В порыве глубоком
Сидят представители с мест.
Клянутся расплатой
Коварной отчизне своей,
А сзади, как статуй,
Ожидает расплаты лакей...
И зачем только здесь он?
И не скажешь ему: "ступай!"

А вопрос, действительно, интересен:
Кирилл — или Николай?

Хоть это и странно,
Но факты у нас таковы:
На Старой Басманной,
В пределах Советской Москвы,
Спокойно и тихо
Ведут разговор по душам
Просвирня, дьячиха,
И даже какой-то зам.
Кружок невелик и тесен,
Но споров хоть отбавляй...

Вопрос, действительно, интересен:
Кирилл — или Николай?

Нелепо и дико!
Читатель, уразумей!
Сессия ВЦИКа,
Парад семи Октябрей!
Лихие соседи
Признают, что Союз окреп,
Мы едем к победе,
Взнуздавши ретивый нэп,
И звуки весёлых песен
Заглушат заливчатый лай

Тех, кому интересен
Кирилл и Николай.


Рисунок К. Р. в том же журнале, изображал великого князя в редакции парижской газеты:


"Последний из Романовых.
Указ государя.
— Барышня, а барышня!.. объявите пожалуйста меня в отделе публикаций.
— Петитом или нонпарелью?
— Нет, этим... императором".



Карикатура Ник. Н. из журнала "Красный перец" за 1923 на воображаемую реставрацию великого князя Николая Николаевича. "Что было бы, если бы..." Изображены сценки: в Россию въезжает царь на белом коне, работают виселицы, офицеры буднично грабят обывателей, возле кабака валяются пьяные (в 1923 году в РСФСР ещё действовал "сухой закон"), и всё это благолепие, конечно, овевают кадилами попы с хоругвями...


Фрагмент карикатуры: буржуазная публика самосудом расправляется над "красным", погромщики выбрасывают из окна "портного Зильбермана"

Фельетон "Записки сумасшедшего. Из дневника великого князя" (из журнала "Крокодил", 1922 год, №16). Ниже приводится полный текст фельетона:

"Б. великий князь Николай Николаевич подтверждает свою готовность встать во главе русского национального движения, если его позовёт весь русский народ.

Октября 8.
У меня не могут выйти из головы русские дела. Как же может это быть, чтобы какие-то рабочие управляли государством, а я, как-никак — двоюродный дядя... Не позволят этого. И, во-первых, Англия не позволит... И при том дела политические всей Европы... И германский император, и турецкий султан, и [премьер-министр Франции] Пуанкаре... Большею частью лежал на кровати и составлял всемилостивейший манифест.

Год 2000-й апреля 43 числа.
Сегодняшний день есть день величайшего торжества. В России есть император. Этот император — я! Сначала я объяснил Милюкову, кто я такой. Он чуть не умер от страха — помнит подлец, что он сделал в феврале 17-го года! Я, однако, сказал ему несколько милостивых слов и что я вовсе не сержусь, что он плохо чистит мои сапоги...

Мартобря 86 числа между днём и ночью.
Пошёл с визитом к Пуанкаре. Что он за министр! Пробка, а не министр. Он никак не мог понять, что перед ним русский император и не дал ни одного сантима! Он мне сказал, что я должен ехать в Россию, если я русский император... Я понимаю, к чему он клонит... Только я не поеду, пока не прибудет депутация... Говорят, что чека упразднена, но я всё-таки не хочу разделить участь своего племянника...
Знаю я, что эту бестию Пуанкаре водит за нос англичанин. Англичание большой политик. Он всегда юлит. Это уже известно, что если Англия нюхает табак, то Франция чихает. К Керзону я не пошёл!

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было чёрт знает что!
Удивляет медленность депутатов. Какие причины могли их остановить? Я ожидаю их с часа на час.

Февруарий тридцатый.
Сейчас появились депутаты и я вместе с ними сел в карету через полчаса... Но потом оказалось, что это английская интрига... Куда я попал...
(рукопись прерывается).

В одном из городов Европы до сих пор проживает человек, называющий себя русским императором. Он пишет манифесты, служит молебны, получает приветственные телеграммы в день рождения, именины и т.д. Такой же, как он, болезнью заражено огромное количество лиц, бывших когда-то русскими подданными: эпидемия выражается по-разному — кто воображает себя министром, кто главнокомандующим, и т.д.
На вопрос, почему же все они не в России, — они отвечают:
— Ещё не приехала депутация!".

Небольшое послесловие. К счастью, когда в 90-е годы "депутация приехала" и Россия докатилась до того, чтобы восстановить монархию, все великие князья и прочие "законные наследники" уже отправились на небеса. Те же, кто оставались, не внушали доверия своими "легитимными правами" на царский трон. Так и осталась российская элита без "законного царя", а потомство Романовых — без долгожданного престола...


Борис Ефимов. «Дрожи, СССР! Великий князь Николай Николаевич прекрасно сохранился и готов к призванию на царство». 1926 год. Великий князь изображён в виде висящего в шкафу мундира. Рядом стоит банка с нафталином, а на мундире красуется лента с надписью «Верховный вождь»
Tags: Реставрация, Романовы, СССР, карикатура, советская печать
Subscribe

Posts from This Journal “Романовы” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “Романовы” Tag