Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

«Озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец»


Вандализм в Зимнем дворце. Декабрь 1917

10 января (29 декабря) — день рождения художника Ивана Владимирова (1869/1870-1947). Многих картины Владимирова ставят в тупик, ведь он считается советским живописцем и заслуженным художником РСФСР. Но львиная доля его произведений пропитана такой лютой, буквально пещерной ненавистью к революции, что неподготовленного зрителя может взять оторопь. Сочувствие художника — всецело на стороне «бывших»: помещиков, генералов, офицеров, собственников, духовенства (священником, кстати, был и его отец)... У них — несчастные, умные, одухотворённые, страдающие лица. Защитники революции, матросы, красноармейцы изображены с нескрываемой ненавистью и предстают сплошь как хамы с неизменной папироской на губе и спесиво задранным скошенным подбородком. Лица их тупые, наглые, чёрствые, надменные, так и светятся глупостью и самодовольством. Всё творчество Владимирова, посвящённое революции, — злобная карикатура, гротеск на неё, но при этом, если правильно понимать взгляд автора, не лишённый определённого интереса.
Как писал В.И. Ленин о другом таком же белогвардейском авторе, «с поразительным талантом изображены впечатления и настроения представителя старой, помещичьей и фабрикантской, богатой, объевшейся и объедавшейся России. Так, именно так должна казаться революция представителям командующих классов». Ну, про талант не берусь судить, по-моему, художественные образы г-на Владимирова достаточно шаблонны, стереотипны и повторяются (матрос с цигаркой в зубах кочует с одной картины на другую), но вот «до кипения дошедшая ненависть» самая натуральная и неподдельная. Итак, смотрим на революцию глазами её «озлобленного почти до умопомрачения» врага.
Вот тщательно выписанные Владимировым бесчинства, которые творятся большевиками и красногвардейцами.


Разграбление винного магазина в Петрограде. Январь 1919


Изъятие банкнот, облигаций и т.п. из банка Вавельберга в Петрограде. 1919

Да как они посмели?!..


Вскрытие большевиками банковских ячеек. Действие, по-видимому, происходит в том же банке Вавельберга на Невском проспекте, 25.

На святое покусились...


Реквизиция церковного имущества в Петрограде

А какая ужасная судьба постигла старую элиту общества, «бывших» людей?!..


Бедственное положение бывших дворян и высокопоставленных лиц (нарисовано с натуры в доме генерала Бутурлина, 1919)


Заслуженный генерал (князь Васильчиков) в своём нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Петроград, июнь 1922)


Семья бывших, согнанная с квартиры


Трудовая повинность для купцов, дворян и уголовных преступников. 1919


Буржуазия на трудовой повинности. 1920


Купцы и дворяне на работах по вывозу мусора со дворов. 1920


Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918

Когда под благословления того же духовенства простую «серую скотинку» гнали на убой в окопы мировой войны, никакого протеста у художника это не вызывало, он с энтузиазмом творил патриотические плакаты. Но стоило ролям немного перемениться, как настали последние времена...

Злодейства революции начались сразу после Февраля 1917 года. Вот эта сценка из февральских дней:


Арест генералов в 1917 году

...И продолжились после Октября 1917-го:


Конвоирование арестованных священников (сцена на Невском проспекте, 1922 г.)


Конвоирование арестованных


Врагов народа — к суду...


Допрос


Помещик и поп приговариваются комбедом к расстрелу


Расстрел городовых. 1917

Но, к счастью, «бывшие» люди не сдаются без боя. Вот духовенство героически прячет от изъятия проклятыми безбожниками церковные ценности.


Духовенство прячет церковные ценности в свежей могиле (окрестности Луги, 1922 г.)

А вот и они, новые господа положения. Новая, прости господи, «элита»!


Разграбление помещичьей усадьбы


Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. Это прямо по Маяковскому — «тащь в хату пианино, граммофон с часами»

Крестьяне перетащили в хлев рояль из барского дома:


У рояля

Крестьяне у Владимирова вызывают отвращение, пока они «растаскивают имущество из барских поместий» вместе с молодчиком в кожанке. Но стоит им повернуться против революции, самим превратиться в озлобленных собственников и наброситься на того же парня с вилами и топорами — и отношение к ним уже совершенно иное.


Встреча крестьянами реквизитора

Вот здесь некий агитатор в кожанке показывает деревенским мужикам фотографию товарища Льва Давидовича Троцкого и пытается их «сагитировать». Напрасный труд, пустое занятие!


Агитатор

Похожая сценка, только на станции железной дороги.


Исполнение «Интернационала» на железнодорожной станции


Женщина-милиционер. (В минуты отдыха)


Разъяснение военного приказа

Вот милиция «власть осуществляет».


Городская милиция. 1922


Галантный кавалер. 1923


Гранд-отель «Европа»


Гуляние. 1920-е


В пивной «Старая Бавария». 1920-е


За знакомство! 1923-1925


Моряк с девушками на лужайке

Лица тупые, грубые, наглые.


За чтением газеты «Правда»

А здесь художник раскалённой от ненависти кистью изобразил советского часового.


«На посту»

Мало того, что он сидит на посту, службы, мерррр-з-ззавец, не знает, развалился на каком-то импровизированном кресле, папироской нагло дымит, так он ещё, с&кин сын, чи-та-ет!!!.. Тут уже членораздельных слов совсем не остаётся, только клокочущие от ярости звуки и междометия, сами собой вылетающие из горла.

А мне при взгляде на эту картину вспомнился один эпизод из биографии В.И. Ленина. Первоначально часовой у дверей его кабинета стоял, как обычно, навытяжку. Владимиру Ильичу это как-то резало глаз, и однажды он сам заговорил с этим часовым:
— Вы не устали? Почему бы вам не присесть?.. Вам не скучно?
— Не скучно... ведь я вас охраняю.
Владимир Ильич выразительно обвел рукой пустой коридор (было уже за полночь):
— От кого?.. Вы зря теряете время, товарищ... У вас есть книга?
— Есть... в сумке.
Ленин вынес из своего кабинета венский стул:
— Вот стул, сидите, читайте и учитесь... Сидеть можно, только не спите.
Другой часовой, хоть после этого и сидел на стуле, обитом красным бархатом, и за столиком, но при каждом появлении главы Совнаркома норовил вскочить и отдать ему честь. Тогда Ленин своей рукой отнял ему руку от козырька и попросил его не вставать... «Тогда у нас никому это не казалось странным», — замечала Н.К. Крупская. «Ильич рассказывал мне как-то о посещении его Мирбахом... Около кабинета Владимира Ильича сидел и что-то читал часовой, и, когда Мирбах проходил в кабинет Ильича, он не поднял на него даже глаз и продолжал читать. Мирбах на него удивлённо посмотрел. Потом, уходя из кабинета, Мирбах остановился около сидящего часового, взял у него книгу, которую тот читал, и попросил переводчика перевести ему заглавие. Книга называлась: Бебель «Женщина и социализм». Мирбах молча возвратил её часовому».

Но вернёмся к творчеству Ивана Владимирова.


В «буржуазной» квартире


Некому защитить. 1921


В театре. Царская ложа. 1918

Единственное светлое пятно в этом советском царстве беспросветного ужаса и мрака — продовольственная помошь от гуверовской АРА (Американской администрации помощи). Кстати, по счастливому совпадению, именно на АРА и работал в те годы художник, именно она и покупала у него его замечательные картины.


Продовольственная помощь от АРА. 1922


Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919

Бредут по площади пешком, как нищие, с кастрюльками супа в руках, «бывшие» люди, офицер со споротыми погонами и отсутствующей кокардой на фуражке, и священник, идут мимо горького напоминания о невозвратно утраченном прошлом — памятника государю императору Александру III, при котором все были на своих положенных местах. А навстречу им беззаботно катят на казённом роллс-ройсе новые счастливые господа положения, матрос с неразлучной цигаркой во рту, и такие же, как он.

Воды тоже часто нет, и «бывшим» людям приходится носить воду с Невы, как каким-то горничным и слугам! О, какое страдание!..


Петроград без воды. Водопровод часто не работал, и жителям приходилось носить воду с Невы (октябрь 1919)

И голод, голод, голод в проклятой Совдепии.


Разделка павшей лошади


Поиски съедобного в помойной яме


Голодные дни в Петрограде. Дама с дочерью собирают на помойке картофельные очистки и селедочные головы

Одна только АРА, святая АРА спасает. На этой картине художник изобразил самого себя и своих родных, везущих на санях помощь от АРА.


Русская семья в 1923 году. 1923

Но злодеи-большевики и тут не унимаются, они и помощь западных благотворителей расхищают!


Расхищение помощи голодающим от Шведского Красного Креста

Впрочем, есть ещё в этом мраке кое-что, что обнадёживает. Это возрождение торговли! Да-да! Она возрождается, несмотря ни на что.


Возрождение торговли


Иностранец, осаждаемый маленькими продавцами сигарет в Петрограде

Тут можно процитировать либеральную газету «Современное слово» за февраль 1918 года: «Все улицы, площади и бульвары заполнены мелкими торговцами... Магазины пустеют. Магазины заколачивают... Теперь торгует улица. Здесь можно достать — всё, на все вкусы, для всех потребностей...
— От гравюры и старинного фермуара до порнографической открытки и старых калош.
— От шоколада Крафта до ярко-красной «собачьей» колбасы.
«Буржуй», крупный «буржуй» — при последнем издыхании... Идёт новый «хозяин»... Мелкий, жадный, цепкий, яростный к наживе... Вот она — будущая буржуазия — в платках, попрыгивая от холода, кутаясь в шинелишки, азартно выкрикивает свой товар:
— Папиросы!
— Спички!
— Шоколад!
— Консервы! Разные вещи! Пряники!»...

Но большевики мешают и тут, нагло грабят благодетелей-торговцев.


Свободная торговля в Петрограде. Военные помогают себе на рынке

Да и потом, в 1930-е годы, большевики лучше и культурнее не становятся. Вот как, например, разнузданно они ведут себя на пляжах.


Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! 1930-е

Картина, посвящённая критике такого развившегося после революции явления, как нудизм (натуризм):


На бесстыжем пляже. 1930-е Нет, эта парочка на пляже не фотографируется на планшет... Она читает книгу

Нагота, подобная изображённой на ней, ужасна, бесстыдна, и художник категорически против неё. (Есть и другая картина Владимирова с советского пляжа, которая больше напоминает карикатуру). А вот такая нагота, старого порядка, наоборот, прекрасна, это — воплощение красоты, и очевидно, что художник от души осуждает юных советских невоспитанных дикарей-варваров.


Развлечения подростков в императорском саду Петрограда. 1921

Единственные, на ком можно остановиться и отдохнуть глазу в советских городах — это иностранцы. Культурные, аккуратные, подтянутые, элегантные. На фоне безобразных революционных статуй и безумных пионеров с красными знамёнами и барабанами в руках они выглядят отрадными оазисами цивилизованного порядка. Хотя тут симпатии и антипатии художника не так бросаются в глаза, и теперь уже труднее понять, на какой стороне было его сочувствие.


У памятника В.И. Ленину. Из серии «Иностранцы в СССР». 1936


Интуристы в Ленинграде. 1937


Интуристы в Ленинграде. Фрагмент


Интуристы в Ленинграде. Фрагмент

Ещё несколько картин Владимирова о Феврале. Любопытно, что здесь такого яростного неприятия революции не чувствуется, как в более поздних работах.


Долой орла! 1917


Сжигание орлов и царских портретов. 1917


Отречение Николая II от престола

Конец белой эпопеи, изображённый его кистью:


Бегство буржуазии из Новороссийска. 1920

Tags: Даты, Искусство, История
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Искусство” Tag