Лозунг "Царствию (или "царству") рабочих и крестьян не будет конца!". Казалось бы, красивый лозунг, перефразированная выдержка из христианского "Символа веры": "Его же царствию не будет конца". Лозунг этот вошёл не только на плакаты 20-х годов, но даже на декоративные чашки и тарелки.
Сергей Чехонин. Блюдо с лозунгом «Царству рабочих и крестьян не будет конца». 1920 год
Но вот что говорил по поводу этого самого лозунга В. И. Ленин в 1921 году:
"Сейчас, проходя ваш зал, я встретил плакат с надписью: «Царству рабочих и крестьян не будет конца». И, когда я прочитал этот странный плакат, который, правда, висел не на обычном месте, а стоял в углу, — может быть, кто-нибудь догадался, что плакат неудачен, и отодвинул его, — когда я прочитал этот странный плакат, я подумал: а ведь вот относительно каких азбучных и основных вещей существуют у нас недоразумения и неправильное понимание. В самом деле, ежели бы царству рабочих и крестьян не было конца, то это означало бы, что никогда не будет социализма, ибо социализм означает уничтожение классов, а пока остаются рабочие и крестьяне, до тех пор остаются разные классы, и, следовательно, не может быть полного социализма. И вот, размышляя о том, как у нас, три с половиной года спустя после Октябрьского переворота, существуют, хотя и отодвинутые немножечко, столь странные плакаты, я стал размышлять также о том, что, пожалуй, и в отношении к самым распространенным и общеупотребительным у нас лозунгам есть ещё чрезвычайно большие недоразумения".
Другой пример. Яркий, многоцветный, оригинальный плакат середины 20-х годов, агитирующий за комсомол.
Но вот что писал про него большевик (потом, впрочем, левый оппозиционер) Лев Сосновский в 1924 году:
"Плакат хотя и без заглавия, но уж явственно современный, как видно из подписи. Написано там следующее:
Девушки, голубушки,
Вы не мажьте рожи,
Лучше мы запишемся
В Союз Молодёжи.
Произносит эти призывные слова некая героиня, изображённая так. Одной рукой она указывает на вывеску "Союз Молодёжи", другую руку держит сзади, на том месте, что находится пониже спины, детальнее описать не могу. Одета она затейливо. В то время, как просвещаемые ею девки все босы, агитаторша щеголяет в высоких модных ботинках почти до колен и в короткой элегантной юбке.
В дверях Союза Молодёжи стоит, подбоченившись, странная личность. Взглянув на неё, приходится вопросительно воскликнуть:
Ой, девка. Ой, парень...
Если девка, почему на ней юбки нет.
Если парень, почему у него явственно оттопыривается под блузой бюст и почему обтянутые в трико ноги именно таковы, как бывает на оперной сцене в Фаусте, когда Зибели поёт дебелая бабища с обтянутыми в трико ногами-окороками. Одним словом, агитация за Союз Молодёжи довольно-таки странная."
Какие отсюда выводы? Конечно, каждый волен соглашаться с авторами красивого лозунга с христианскими корнями, или с критикой В. И. Ленина. С авторами плаката за комсомол или с критикой Сосновского. Но прежде чем постить любой материал, взятый из советской эпохи, совсем не вредно подумать и оценить его самостоятельно. Поскольку СССР — это вовсе не одна краска, как малевали его антикоммунисты, а очень много разных красок, часто противоречивых. И какая из них кому ближе, какую выбирать — это уж дело каждого...
Journal information