Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. Черненко и дочь Сталина


Так выглядела Светлана Иосифовна в ноябре 1984 года, на пресс-конференции в Комитете советских женщин, по возвращении в СССР

Кроме восстановления в партии сталинского соратника и стойкого антихрущёвского оппозиционера В.М. Молотова, ещё одним знаковым политическим событием недолгой эпохи К.У. Черненко стало возвращение в СССР дочери И.В. Сталина, Светланы Иосифовны Аллилуевой и его внучки. Случилось это в ноябре 1984 года. Помню своё впечатление от этого возвращения, о котором сообщали в советской прессе. С интересом читал отчёт о пресс-конференции Светланы Аллилуевой в Москве, в Комитете советских женщин. Она говорила, что в 60-е годы, прибыв в этот так называемый свободный мир, "ни одного дня не была свободной". И на Западе использовали в своих целях её имя и "имя моего отца". Конечно, всё это было отнюдь не случайно и должно было предварять всё то же событие: "восстановление доброго имени Сталина" к 40-летию Победы. По некоторым данным, весной 1984 года Светлана Иосифовна получила краткое письмо от Черненко, в котором он отметил, что "в связи с предстоящим восстановлением справедливости в отношении памяти и наследия И.В. Сталина, Вы, его дочь, должны быть в этот момент на его и своей родине, на мой взгляд..."
Конечно, получив из Кремля этот сигнал (о котором она, впрочем, не упоминает в своих мемуарах "Книга для внучек"), Светлана заторопилась на родину. По её возвращении была проведена сенсационная пресс-конференция, о Светлане разом заговорили все радиоголоса. По "Голосу Америки" я тогда услышал характерное замечание о том, что "дочь самого могущественного коммунистического диктатора в истории произвела потрясающее впечатление на весь мир, когда заявила, что выбирает ценности свободного мира и поэтому остаётся на Западе". И ещё "Голос Америки" выражал озабоченность в связи с дальнейшей судьбой дочери Светланы и внучки Сталина Ольги Питерс, гражданки США.


Слева направо: внучка Сталина Ольга Питерс (1971 г. р.), Светлана Аллилуева, внук Сталина Евгений Яковлевич Джугашвили (1936—2016). Фото 1984 года

Если исходить из того, что весной 1985-го действительно готовилась политическая реабилитация Сталина, то, разумеется, приглашение в СССР его дочери было весьма предусмотрительным шагом. Руководству СССР было совершенно ни к чему, чтобы в дни, когда весь мир будет обсуждать реабилитацию Сталина, его дочь находилась на Западе и делала, вероятно, какие-то диссонирующие с этим заявления.
Если говорить о личности самой Светланы, то она была эмоциональной, мечущейся натурой, без твёрдых жизненных взглядов. В 1963 году в книге своих мемуаров "20 писем к другу" писала: "Я понимаю и тех, кто не уехал к родственникам за границу, возвратясь из лагерей и тюрем — нет, не хотят, всё-таки, уезжать из России! Да что там говорить! Как ни жестока наша страна, как ни трудна наша земля, как ни приходится всем нам падать, расшибаться в кровь, терпеть боль и обиды незаслуженные и неоправданные — никто из нас, привязанных сердцем к России, никогда не предаст её и не бросит, и не убежит от неё в поисках комфорта, — комфорта без души".
Оставшись на Западе, говорила: "Спасибо ЦРУ — они меня вывезли, не бросили и напечатали мои «Двадцать писем к другу»". Потом: "в те годы я отдала свою дань слепой идеализации так называемого «свободного мира», того мира, с которым моё поколение было совершенно незнакомо". Но интересный вопрос: откуда возникла эта идеализация, если она жила в СССР, где "свободный мир", мягко говоря, не идеализировался?
Её книга "20 писем к другу" содержит, конечно, интересные факты, но с идейной стороны просто повторяет, и довольно слабенько, основные штампы хрущёвской "оттепели" — критику Сталина справа. "Вокруг отца как будто очерчен чёрный круг, — все, попадающие в его пределы, гибнут, разрушаются, исчезают из жизни…" Ну, то есть всё дело опять в демонической личности, от которой всё зло, а не в объективной борьбе за власть, которая и уносит эти жизни. Временами книжка Светланы просто напоминает детский лепет: "Надо, чтобы все верили в могущество добра и доброй воли. Я думаю, что сейчас, в наше время, вера в Бога — это и есть вера в добро и в то, что оно могущественнее зла, что оно рано или поздно восторжествует, что оно победит. Различия вероисповеданий не имеют значения в сегодняшнем мире, в котором люди интеллекта уже научились понимать друг друга, минуя границы стран и континентов, языков и рас. Все догматические различия религий сейчас теряют свое значение. Сейчас люди скорее разделяются на тех, для кого существует Бог, и на тех, для кого вообще существование Бога не нужно." И это пишет дочь человека, считавшегося первым марксистом планеты? Увы...
Недолгим оказалось и её возвращение 1984 года в СССР. Хотя в Грузии, куда она попросилась, ей постарались создать все условия: предоставили двухкомнатную квартиру, назначили денежное содержание и выделили автомобиль «Волга» из гаража Совмина Грузинской ССР для её обслуживания. Своё 60-летие она отмечала в помещении музея Сталина в Гори. Но уже в 1986 году, не найдя общего языка с оставшимися на родине сыном и дочерью, Светлана вернулась в США.

И ещё одно небольшое воспоминание, уже личного плана, о той эпохе, точнее, о феврале 1985 года — но тоже связанное с темой (оставшейся незавершённой) реабилитации Сталина. Тогда я учился в школе. Интересовался политической жизнью и читал журнал "Новое время" (уже в постсоветское время из него родилось нечто нестерпимое и абсолютно нечитаемое — в виде ультралиберального "The New Times"). Помимо русского, журнал выходил тогда ещё на нескольких иностранных языках для зарубежной публики, поэтому по стилю, да и по содержанию, довольно заметно отличался от других советских изданий, пишущих на международные темы. Журнал сообщал о некоторых событиях, о которых другая отечественная пресса молчала. (Так, в том же феврале 1985-го журнал сообщил, например, о судебном процессе в Польской Народной Республике над убийцами оппозиционного священника Ежи Попелушко. Остальная советская печать этот суд, насколько помню, обошла молчанием).
Покупал журнал обычно отец, который внимательно следил за политикой. Но вот какой-то номер он не купил. Прошла неделя, и он принёс следующий выпуск.
— А прошлый журнал ты не стал покупать?
— Да что-то не было его в киоске.
На завтрашний день, однако, он сел в машину и проехал до следующего киоска "Союзпечати" — именно с целью купить пропущенный номер. (Тогда киоски с прессой по Москве были натыканы в большом изобилии, в разы больше, чем теперь, они имелись практически у каждой автобусной или трамвайной остановки). Но и в другом киоске этого номера не оказалось!
— Ты представляешь, — со смехом рассказывал он потом, — последний номер лежит, предыдущие тоже есть, а этого нет! Думаю, что за дела? Мне уже интересно стало. Проехал я ещё вдоль трамвайной линии до следующего ларька, и там он всё-таки нашёлся. Ну, когда я его увидел, то понял, в чём была причина! Там на обложке — снимок "большой тройки" к юбилею Ялтинской конференции: Сталин, Черчилль и Рузвельт. Понятно, что его быстро расхватали. Сталин на обложке! Они себе рекламу такую устроили!
Вот эта обложка, сохранившаяся в домашнем архиве:


Разумеется, появление на журнальной обложке фотографии Сталина тоже было маленьким шажком в направлении реабилитации Сталина, — не уверен, что при Брежневе такое было возможно. Однако что совершенно точно — появление портрета ОДНОГО Сталина на журнальной обложке было абсолютно невозможно ни при Брежневе, ни при Черненко! Тут любопытно и забавно то, что для "реабилитации" фото Сталина и "протаскивания" его в печать в те дни требовалось "прикрыть" руководителя СССР и советской Компартии двумя матёрыми "акулами империализма" — Черчиллем и Рузвельтом...
Но 1 февраля 1985 года, когда вышел этот номер "Нового времени", эпоха Черненко, как и он сам, доживала последние дни и недели. И к 40-летию Победы, маю 1985 года, уже состоялись и мартовский пленум ЦК, избравший новым Генсеком Горбачёва, и апрельский, провозгласивший лозунг "перестройки". История пошла совсем в ином направлении, нежели планировавшаяся реабилитация Сталина. В каком именно — мы хорошо знаем...
Как сформулировал позднее "архитектор перестройки" Яковлев, "авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» — по революционаризму вообще".
Он, правда, не договорил продолжения: а потом, "в случае успеха", клерикализмом и царебожием бить по либерализму, да так, чтобы пух и перья во все стороны летели... Что мы и наблюдаем сейчас (некоторые — не без злорадного удовлетворения). Но это, как говорится, совсем другая история...

Фотографии Светланы Аллилуевой в разные годы её жизни:





C отцом


Март 1953. В Колонном зале, у гроба отца




Cветлана с отцом, 1935


А это Крис Эванс (она же Ольга Питерс), дочь Светланы Аллилуевой, внучка Сталина
Tags: Даты, История, СССР, Сталин, Черненко
Subscribe

Posts from This Journal “Черненко” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments

Posts from This Journal “Черненко” Tag