Categories:

День в истории. Мешочники


Плакат «Мешочник — враг транспорта, враг республики». Неизвестный художник. Москва, 1920 год. Так выглядел мешочник с точки зрения большевиков

8 марта 1919 года Совнарком принял декрет о прекращении с 18 марта до 10 апреля пассажирского сообщения для увеличения подвоза продовольствия и угля к крупным городам. Конечно, с точки зрения тогдашних и нынешних буржуев и их подпевал, это был ужасный тиранический акт, мешавший отдельным гражданам возить продовольствие из деревни в город своим ходом, в мешках.
На самом деле эта мера, в числе других, спасала городское население от голодной смерти. Просто потому что никакие мешочники (то есть частные граждане с мешками), чисто арифметически, не cмогли бы доставить в города количество продовольствия, нужное для выживания горожан. Не говоря уж о том, что далеко не у всех горожан была возможность покупать хлеб по завышенным ценам, которые диктовали спекулянты.
Во Франции в аналогичной ситуации, после отмены термидорианцами якобинского «максимума» цен, по данным академика Евгения Тарле, погибло от голода около миллиона городских санкюлотов, то есть наименее обеспеченных слоёв населения. Это составляло около 4% всего тогдашнего населения страны (25 млн). Так было бы и в Советской России, если бы большевики предоставили решение продовольственного вопроса благословенной «Невидимой Руке Рынка». К счастью, они этого не сделали...


Почтовая открытка с сатирическим рисунком, изображающим мешочников

А либеральная пресса в РСФСР весной и летом 1918 года (да, она ещё выходила), наоборот, сочувствовала мешочникам, и высмеивала борьбу с ними.


Рисунок Казимира Груса. Журнал «Новый Сатирикон», июнь 1918.
Тайна чужой флоры.
— Дяденька, а что он это делает?
— А это, видишь ли, австралийский красноармеец в местного мешечника стреляет...


А желающим узнать, каковы в действительности были экономические взаимоотношения сельского и городского населения, и могло ли последнее прокормиться и выжить за счёт «мешочничества», советую читать весьма красноречивый рассказ Михаила Зощенко «Попугай».

Михаил Зощенко. Попугай
«Нынче нам, братцы мои, великолепное житьё. Всё-таки еда хорошая: щи там или что другое… Мясо опять же. А которым по праздникам бабы, может, и пироги с капустой пекут. Вот оно какое великолепие!
На таких харчах мы, братишки, и позабывать стали, что это за голод такой. Позабывать начали, как это мы голодовали раньше, скажем, в девятнадцатом году.
А ведь и голодовали же мы, братцы, в свое время! Хлеб был в диковинку. Вспомнить удивительно.
А впрочем, не все, скажем, голодовали. Которые мужички, крестьяне то есть, – не плохо те жили. Всё им из города везли: инструмент и драгоценные изделия, и ценности всякие.
Уж и покланялся же город деревне. Покланялись городские мужичкам. А шельма же, братцы, мужичок наш, полюбовно будет это сказано! Ах ты, шельма какая!
Баба моя — кокетка, надо сказать, — зеркало повезла раз в деревню. Небольшое такое зеркальце, но, скажем, рожу всю видно. Повезла, братцы мои. Думала, к празднику мало-мальски пуд мучки сволокет назад. Плакалась ещё, дура такая: как это, говорит, тяжесть такую повезу.
Приехала в одну деревню. Куда там!
Часишки, зеркала, рояли — в каждой избе. А тут, извините за выражение, небольшое зеркальце.
Ткнулась баба моя в одну избу — шесть куриных яиц дают. В другую ткнулась — опять шесть куриных. Вот, думает, клюква.
— Куда же, спрашивает, мне куриные яйца в дорогу? Дайте хоть крупы какой-нибудь или мучки, что ли.
Не дают.
— А нет, говорят, за зеркала у нас официальный тариф — на куриные яйца.
Так и вернулась баба моя ни с чем.
Мужик-то, впрочем, один прельстился зеркалом.
— Эх, говорит, жалко, что махонькое зеркальце. Я бы, говорит, для тебя нарушил все нормы, дал бы тебе крупой. Ну да неподходящее зеркальце. Мне, говорит, такое надо, чтоб и ноги видать было.
И зачем ему, братцы мои, ноги нужно видать?
Ах, шельма какой мужик!
А я вот тоже раз съездил. За Вологду. Смешно вспомнить. Попугая вез.
И ни за что бы я не поехал, да опять-таки баба моя пристала.
Баба моя — кокетка, надо сказать, — от хлеба с малороссийским сальцем нипочём не откажется… Пристала и пристала. Поезжай да поезжай.
Ну и соседи тоже:
— Поезжайте, говорят, Семён Семёныч. Вы человек разговорчивый — вкрутите мужичкам.
А мне что? Я и поехал.
А перед отъездом-то разговоры всякие были. Чего везти в деревню. Одни говорят: ленты вези, кружева. Другие — ситчик попестрей. Третьи — бусы. Что дикарям, ей-богу.
Пошёл я на толкучку. Думаю, куплю-ка, в самом деле, такую вещь, чтобы сразу в рожу кидалась.
Вот и купил, братцы мои, попугая в клетке.
Сидит, представьте себе, на толчке многоуважаемая дама такая (может быть, бывшая графиня) и домашним барахлом торгует. И тут же при ней клетка, а в клетке попка. И сидит эта попка на кольце, качается и орет по-французски: шармант, что в переводе на русский язык — прелестно значит.
Вот, братцы мои, я и приобрёл птицу эту. То-то, думаю, удивлю деревню.
И удивил, слов нету.
А купил я эту попку за недорого. Хлебом, не помню — восемь, не помню — десять фунтов дал.
И вскоре после этого и поехал. В теплушке ехал. Разговор, помню, поднялся вокруг меня, смех.
— Куда, спрашивают, везёшь птицу? Зачем?
— Везу, говорю, в деревню на хлеб менять. Почем, спрашиваю, попугаи в этих местах ходят? В какой цене? Не продешевить чтобы.
Смеются.
— Товар, говорят, неизвестный.
Предложил мне тут какой-то субчик полпуда ядрицы за птицу, да не отдал я.
Приехал в одну деревню. Народ вокруг меня столпился. Хохочут. Ребята тоже хохочут. Прутьями дразнят птицу. Под перья ей дуют.
«Ну, думаю, понравился товар».
Принялся я с бабой одной торговаться и совсем было в цене сошёлся, да явился какой-то инвалид, что ли. Из армии.
— Стоп, говорит, братцы! Обман. Попка эта — ненастоящая. Настоящая попка «дурак» орёт, а эта, говорит, что-то невнятно произносит.
Ну и смутил сделку, чёртов инвалид. Пуд только стала давать баба.
Дальше я пошёл.
В одну, в другую деревню — не берут. Хохочут, под перья дуют, а не берут. А которые бы и взяли, да обижаются, зачем «дурак» не произносит.
Два дня мотался я, братцы мои, с птицей, запарился, утомился — сказать невозможно. Прямо бы за полпуда отдал. Но и полпуда перестали давать.
— Вид, говорят, у птицы плохой.
А это верно: птица тоже запарилась. Всё-таки дорога, да и под перья дули, да и ронял я её раза два.
И вот посоветовал мне один старичок в дальнюю деревню идти. «А то, говорит, народ тут при железной дороге балованный, чего хотят — сами не знают».
Вот я и пошёл.
А путь дальний. Жара. Пылища в нос бьёт. Чересчур я тогда утомился. Вижу, и птица моя утомилась до невозможности. С кольца своего сошла, сидит внизу, нахмурившись, и хлеб не клюет.
«Ну, думаю, не скончалась бы раньше времени. Плохой вид. Вот, думаю, глупость какая будет, ежели так».
А сам всё нажимаю, всё быстрей да быстрей.
И вот пришёл к вечеру в нужную деревню.
— Ну, говорю, попка, подбодрись.
В одну избу зашёл.
— Не нужно ли, говорю, попугая?
— Нужно, — говорит мужик. — А почём товар? Покажи.
Стал я ему попку показывать, смотрю: лежит моя птица брюхом кверху, и лапки у ней врозь.
Обиделся мужик.
— Что ж, говорит, это ты дохлой птицей торгуешь?
Ох, чуть я не прослезился тогда. Вывалил попку из клетки, клетку бросил.
А мужик хохочет надо мной.
— Перестань, говорит, клетку бросать. Я тебе за неё шесть куриных яиц дам.
И дал.
— А жалко, говорит, что скончалась птица. Я бы, говорит, за неё четыре пуда дал. Мне, говорит, очень последнее время попугаи нужны. Если, говорит, у тебя ещё будут продажные попки — валяй, приноси.
Я говорю:
— Ладно. Принесу. Держи карман шире.
В общем, я вернулся домой в полном огорчении и больше в деревню не ездил».

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…