Кстати, вы никогда не видели поцелуй Иуды? На протяжении веков христианские художники много раз изображали этот сюжет. В евангелиях этот момент описан так:
"Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его." (Мф. 26:47-49).
"Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?" (Лк. 22:47-48).
А в живописи лучше всего и убедительнее изобразить этот поцелуй, по-моему, получилось у Джотто (1266—1337).
Джотто. Поцелуй Иуды. Фрагмент
Так увидел этот евангельский эпизод Чимабуэ в XIII веке:
Но в XX веке, благодаря изобретению фотографии, мы все смогли в деталях увидеть, как это выглядело бы в реальности:
Это М. С. Горбачёв и лидер коммунистов ГДР Эрих Хоннекер. А это отрывок из тюремного дневника Эриха Хоннекера, который он вёл в 1992 году в Моабитской тюрьме, где вновь оказался — впервые со времён Третьего рейха.
"30 июля 1992
57 лет спустя я снова вижу тюремный комплекс Моабит изнутри. В 1935 году Гестапо доставило меня сюда из своего главного здания на Принц-Альбрехт-штрассе. Тогда я находился здесь под предварительным заключением полтора года. Как долго буду в этот раз?
Те же самые коридоры, те же самые проходы. До сих пор слышу окрики надзирателя: «Г-3 на допрос!»
31 июля 1992
Вчера после долгого времени мне посчастливилось снова увидеть Эриха Мильке. Во время прогулки во дворе его сопровождала медсестра. Я окрикнул его сверху. Никакой реакции.
Попробовал еще раз: «Эрих!» Затем добавил «Рот Фронт!», громко разнёсшееся по всему двору.
Снова ничего. Даже головой не кивнул и не бросил взгляда. Стало ясно, что он просто не хотел отвечать. Я не могу и не хочу верить в то, что он так низко пал.
4 августа 1992
Жизнь идёт своим чередом. Сейчас я много читаю и слушаю радио. Мир сошёл с ума? российский госбанк штампует рубли, каждый месяц по 250 миллиардов. Ельцин объявил распродажу. В отличие от русских мне больше не надо бояться пьяницы.
11 августа 1992
По радио передали, что Горбачёв прибудет в Берлин, чтобы получить титул почётного гражданина города. Какая же это двойная мораль! Бывшего Генерального Секретаря КПСС прижимают к груди те же люди, которые сажают в тюрьму другого генсека. Я надеюсь, что жители столицы ГДР отблагодарят его соответствующим образом за предательство. За уничтожение предприятий, ликвидацию рабочих мест, массовую безработицу…
Турки стреляют в курдов, израильтяне в палестинцев. Что происходит в мире? И всё это потому, что мы капитулировали.
Вчера читал материал об отношениях ГДР с СЭВ. Там утверждается, в форме предположения, что у меня, возможно, была идея некой конфедерации с ФРГ. Конечно же, были и такие мысли. Об этом мы никогда не забывали. Мы не были такими ограниченными, как всегда предполагал враг. Об этом я также говорил и в Бонне.
Меня тошнило от «общеевропейского дома», о котором трещал Горбачёв. И потом его советник, этот Яковлев, который, по крайней мере, был откровенен и сказал, кто, по его мнению, во всём виноват: «Маркс. В 1917 году с приходом марксиста Ленина во всём мире началась катастрофа».
Есть ли совесть у этого Горбачёва? Я всё ещё хорошо помню этого мелкого буржуа от перестройки, когда он мне объяснял свою стратегию и ту роль, которую должна сыграть его жена Раиса. Помню и о том, как он боязливо жаждал одобрения и любви со стороны других генеральных секретарей. Престиж был ему всегда важен. Однажды, когда он сомневался в себе, я попытался его успокоить. Правда, аплодисменты с Запада были ему дороже.
Придя к власти, он сначала капитулировал как генсек, а потом погубил и всю КПСС. Сейчас он живёт на деньги своих кредиторов, доллар стал тяжелее рубля. Все сторонники холодной войны от Рейгана до Буша встают на его защиту. Горбачёв, очевидно, и сам не заметил, как превратился в подлеца. Конфедерация с ФРГ, во всяком случае, была бы лучшим вариантом, чем эта «сделка» а-ля Коль.
Пару слов о 40 годах ГДР. Все эти 40 лет была не только СЕПГ? были ХДС, ЛДПГ, НДПГ, ДКПГ; были Гёттинг и Герлах, Хоманн и Гольденбаум.
Надо сказать спасибо КПГ и СЕПГ, что в 1945 году они были рядом. Только [президент ГДР] Пик мог поговорить со Сталиным, возразить ему. И он это делал, я знаю. [...] Немцы имеют все основания доверять СЕПГ. Она была единственной партией, которая вывела их из послевоенной разрухи.
Что стало бы с Европой, не появись ГДР с её влиянием? Такие вопросы следует задать себе и ответить на них, прежде чем очернять ГДР.
Мысленно я уже готовлюсь к процессу и делаю заметки…"
Journal information