
Рисунок Н. Денисовского 1924 года, стихи Демьяна Бедного. Аресты были частью повседневной жизни нэпманов в 20-е годы
Итак, продолжим сравнение нэповских 20-х годов и "святых девяностых". Надо заметить, что в девяностые годы "новые русские", хоть и пользовались всеми материальными благами жизни, но отнюдь не могли при этом наслаждаться чувством безопасности. Напротив, их жизнь была постоянно сопряжена с риском. Знакомый мне официальный журналист, бывший одно время главным редактором "Известий", в конце 2000-х годов грустно говорил автору этих строк: "Вот мы сейчас уже этого не помним, а ведь в 90-е годы было время, когда каждый день людей на улицах в открытую, на глазах у всех убивали, расстреливали. Достаточно почитать газетную хронику тех лет. Не проходило и дня, чтобы не произошло какого-нибудь громкого заказного убийства". Более "мягким" вариантом конкуренции среди буржуазного класса в "святые 90-е" были заказные уголовные дела.
А как обстояло дело в эпоху "угара нэпа"? Тогда жизнь нэпманов тоже была сопряжена с риском — если не убийства на улице, то аресты тоже были частью повседневной жизни новобуржуазного класса. Что вполне естественно: "новые буржуа" в обе эпохи возрождения буржуазии, что в 20-е годы, что в 90-е, нисколько не стесняли себя рамками законопослушания.
Кстати, тут можно говорить ещё об одном характерном свойстве любого растущего класса: его представителям присуще спокойное отношение к личному риску. Арест, насильственная гибель, даже от руки своих же классовых собратьев? Экие пустяки, право слово...

"Затруднительное положение". Рисунок Бориса Ефимова 1924 года изображает характерную уличную сценку 20-х годов. Нэпман, встречая собрата по классу, которого ведут под конвоем, рассуждает про себя: "Не поймёшь, как с ним проститься! Сказать "прощайте" — его огорчишь. Сказать "до свидания" — так это меня не устраивает".
Нередко "посадки" носили кратковременный характер. Два рисунка 1926 года:


Рисунок К. Ротова "Евангельские чудеса в Советском Союзе".
Шутки из печати 1925 года:


К. Ротов. (Изображён диалог нэпманской четы). "В зоопарке. ЖЕНА: — Уже на носу осень, а эти бедные птички почему-то до сих пор ещё не улетели. Почему такое?
МУЖ (мрачно): — Вероятно, они дали подписку о... невылете."
Тема "Нарыма" и ссылки туда нэпманов была весьма популярна в печати 20-х годов.



"Сила привычки. — Извозчик, в казино!" Рисунок К. Елисеева из журнала "Заноза" (1924).
И всё-таки советская буржуазия, "совбуры" в 1927 году могли триумфально отметить 10-летие своего существования.

В конце этого года из правящей партии вылетела левая оппозиция, которая настойчиво призывала к борьбе, в том числе, с нэпманами. В 10-летие Октября оппозиционеры устроили демонстрации в Москве и Ленинграде под лозунгами "Долой нэпмана, кулака и бюрократа!". Теперь неугомонные леваки отправились в ссылки в тот самый Нарым и другие отдалённые места, куда до этого посылали нэпманов. Поэтому новый 1928 год открывал перед "совбурами", казалось, самые радужные горизонты. Именно это разлитое в воздухе ощущение победы их и подвело. Но об этом речь пойдёт дальше.
(Продолжение следует).
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Journal information