Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Немного о кино


Кадр из фильма "Окраина" (1998) — одного из нетипичных фильмов "святых девяностых"

Недавно в этом блоге зашла речь о том, что одним из наказаний за регресс из социализма в капитализм стало творческое бесплодие. В том числе в кино, которое длится уже почти 30 лет. Объяснение я предложил такое: для художника важно, чтобы общество развивалось поступательно. Нужен, условно говоря, свет в конце тоннеля, чтобы творить. А без этого музы "объявляют забастовку".
Потом сам задумался: а были за прошедшие постсоветские годы какие-то фильмы, достойные хотя бы упоминания? Немного подумав, всё же могу назвать некоторые фильмы, если не шедевры, то вполне "ничего себе". И некоторые похуже.

1. "Ликвидация" (2007). Чуть ли не единственный фильм за всё постсоветское время, ставший отчасти "культовым". По крайней мере, некоторые фразы из него разошлись в качестве мемов, "крылатых словечек". По-моему, образ Давида Гоцмана является в значительной степени развитием и продолжением образа Глеба Жеглова из "Места встречи". Этим можно объяснить и то, что симпатии зрителей к образу, созданному на экране Высоцким, отчасти перешли и на Давида Гоцмана. Хотя Гоцман, конечно, далеко не столь твердокаменный и целеустремлённый, как Жеглов.
Почему "Ликвидации" удалось приподняться над общим "ниже плинтуса" уровнем постсоветского кинематографа? Как ни странно, но на это отвечают критики фильма, которые обвиняли его в реабилитации советских ценностей, несмотря на все оговорки. Журналист Андрей Кокотюха, например, написал: «Вспомните: ещё не так давно идейные враги советской власти, кем бы они ни оказывались по жизни, всегда были для кино, в частности „перестроечного“ и российского постсоветского, героями положительными. Теперь те, кто не любит советскую власть, подлежат уничтожению. Нет ли здесь намёка на то, что русская культура, в частности кино, снова готовы отстаивать и защищать подвергнутые когда-то обструкции советские ценности? Возможно, я немного передёргиваю карты, однако упомянутого Академика, несмотря на всю его предательскую сущность, хочется пожалеть: он — против „советов“, а его убивают за убеждения».
То есть среди антикоммунистов было принято "жалеть" таких, как "Академик", и вдруг такой поворот!
Вот именно за счёт "реабилитации советских ценностей" фильм, думается, и сумел добиться определённой художественной ценности. Потому что это — единственный положительный тренд, который можно найти в деградирующем постсоветском мире.


2. "Ширли-мырли" (1993). Комедия в жанре фарса, довольно ядовито высмеивающая многие популярные миражи 90-х. Например, национальной идеей России в фильме является обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах» (и это в конце концов, ура, сбывается).
Здесь о "реабилитации совка" ещё речи не шло, но была, хоть и не совсем политкорректная, защита кое-какого наследия, оставшегося от СССР, например, "дружбы народов" (хотя фильм не преминули, наоборот, упрекнуть в ксенофобии).

3. "Окраина" (1998). О, вот это настоящий шедевр, бриллиант на фоне навозной кучи кино "святых девяностых". И при этом, на первый взгляд, фильм на 100% советский. Не только по общему стилю, музыкальному оформлению, занятым в нём актёрам, но и по духу. Кратко напомню содержание: жители южноуральского хутора, у которых отняли землю «новые русские», отправляются за правдой и за своей утраченной землёй в Москву. По пути, как в старых советских боевиках про гражданскую войну, они жестоко карают всевозможных «прохиндеев» — бывших обкомовцев-предателей и прочих буржуев. Поиски приводят их в столичную высотку — офис нефтяного «олигарха», которого по елейности и манерам поведения кто-то сравнил с матушкой-царицей Екатериной II. Эту высотку герои фильма торжественно взрывают, заодно прикончив и хозяина офиса… На этом и сказке конец, а кто слушал — молодец.


Герои "Окраины" допрашивают с погружением в ледяную прорубь одного из "прохиндеев", который затем, впрочем, перейдёт на их сторону

Но если всмотреться в фильм получше, то первое благоприятное впечатление несколько меркнет: что же на уме у этих вроде бы почти красных бойцов? Массаракш, какой же невыносимой чепухой забиты их головы! Когда они начинают не действовать, а говорить, то из них сыплются отнюдь не советские и не красные, а чуть ли не монархические штампы. Но это, впрочем, совсем не удивительно. Вспоминается популярная песня 90-х группы "Любэ", в которой прославляли Емельяна Пугачёва (что довольно нетипично для тех лет). Так и крестьянского бунтовщика умудрялись славить как... царя.
По заснеженной белой обители
Вдаль кибитка по полю мчит.
Вас за то, что меня вы обидели,
Емельян Пугачёв не простит.

И когда замерзал я намертво,
Средь заснеженных сонных полей,
Кто-то плечи укрыл мне царственно,
Хоть давно у нас нету царей.

Припев:
Тулупчик заячий, тулупчик заячий,
Тулупчик заячий, ещё ты цел,
Россию-матушку, Россию-матушку,
Россию-матушку ты обогрел.


Увы, но вот так, через левое заднее плечо, и шла какая-то реабилитация советских ценностей в те годы. Прославление революции и бунта через апологию царизма... :)

На этом мой список неплохих фильмов, — которые удались, потому что в той или иной степени противостояли господствующим идеям 90-х и последующих годов, увы, исчерпывается. Возможно и даже наверняка, я что-то пропустил.
Теперь для равновесия — несколько фильмов, наоборот, пытавшихся прославлять регресс и деградацию в той или иной глянцевой упаковке. Правда, сразу скажу, что заведомое и откровенное гуано типа "Тельца", "Острова" или "АдмиралЪа" я, конечно, не смотрел вообще, не желая терять времени. Так что выбор крайне субъективен.

1. "Особенности национальной охоты" (1995). Упоминаю этот фильм только потому, что его считают шедевром кинематографа "святых девяностых". Честно говоря, я совершенно напрочь забыл, о чём идёт речь в фильме, смутно вспоминаю только какую-то корову, которую куда-то и зачем-то перевозили в самолёте-бомбардировщике. Однако общую атмосферу бессмысленной и нелепой суеты 90-х годов фильм, кажется, отражает довольно точно. Когда жизнь вроде бы продолжается и движется, но абсолютно непонятно, зачем и куда.
В том же русле и "ДМБ" (2000) — известная и даже "культовая" комедия абсурда на армейскую тему.

2. "Бедная Саша" (1997). Среди всех комедий, которыми пытались воспеть и восславить "святые девяностые", если это вообще возможно сделать, это, пожалуй, наиболее успешная попытка. Добрые простодушные банкиры (оттенённые для контраста злыми), история необыкновенной удачи и счастливой любви бедного заключённого (этакой Золушки в зэковской робе) и прочие новогодние чудеса. Правда, может ли талант скрыть убожество самого предмета прославления?.. Вопрос риторический.

3. Стоит отметить полное фиаско всех "фандоринских" попыток, включая "Турецкий гамбит" (2005) и "Азазель" (2002). В особенности это может показаться удивительным с "Азазелем", который сделан изящно и весьма бережно по отношению к первоисточнику. И, тем не менее, провал... Но, думается, авторы фильмов просто не поняли, чем, собственно, подкупает и привлекает читателей образ Эраста Фандорина в романах Акунина (несмотря на их, разумеется, крайне консервативную идейную основу). Между тем привлекает Фандорин читателей из офисного планктона ничем иным, как своим импульсом к стремительному движению вверх в социальном лифте, которому (движению) современному читателю, безнадёжно застрявшему где-то между вторым и третьим этажами, невольно хочется подражать. И именно это фундаментальное фандоринское качество в процессе экранизации кинематографисты умудрились "посеять"... Кстати, "Статский советник" (2005) смотреть всё-таки можно, но не ради Фандорина-Меньшикова, а ради других артистов, включая Никиту Михалкова, который, надо отдать ему должное, блестяще сыграл циничного аристократа... то есть, видимо, самого себя. Роли аристократов Михалкову всегда особенно удавались — ещё со времён сэра Генри Баскервиля в советском фильме о Холмсе. Вероятно, по той же самой причине: легко играть самого себя. Но и хвалёный "сыщик-джентльмен" Фандорин, который преспокойно допрашивает избитого на допросе и окровавленного задержанного, тоже производит в этом фильме хорошее, отрезвляющее впечатление.

4. "Бригада" (2002). Это, как всем известно, прославление уже откровенно "лихих" девяностых, т.е. бандитов. В духе популярной песенки тех лет:
Мальчик хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.
Но не летят туда сегодня самолёты и не едут даже поезда.

И всё в таком духе.
В том же ключе и "Бумер" (2003).
Но в этих фильмах авторам удалось то, что не удалось авторам кинофандорианы: заворожить зрителей впечатлением и ощущением драйва от движения киногероев вверх по социальной лестнице. Хотя движение происходит за счёт регресса всего общества в целом, да и ведёт, в общем, никуда, к взрыву в бронированном автомобиле.

5. Сериал "Королева Марго" (1994). Этот фильм продолжает чёрное дело, которое начинали ещё советские фильмы вроде "Мушкетёров" Юнгвальд-Хилькевича. То есть превозносит и романтизирует феодальные ценности и отношения. Сделан, по-моему, вполне качественно и неплохо, игра актёров отличная, если оставить в стороне крайнюю вредоносность самого этого занятия. Ведь людям свойственно брать пример с киногероев, которых они видят на экране. Увы, в позднем СССР такие апологетически-феодальные сериалы тоже принимали бы на-ура. За что и поплатились позднее...
Продолжение сериала "Графиня де Монсоро" (1998) — явно слабее, главным образом из-за ошибки с выбором актрисы на роль главной героини. Но актёры второго плана (например, дуэт — король и его шут Шико, а также монах Горанфло) по-прежнему играют очень неплохо. Кстати, у артиста Долинского, с блеском сыгравшего Горанфло, оказалась неожиданная специализация в кино — "монахи", начиная ещё со священника из "Того самого Мюнхгаузена". Главным образом, ради этой троицы я этот сериал и смотрел, прокручивая на ускоренной перемотке основную линию сюжета.

Ну, можно ещё дальше шагать по каким-то образцовым, уникальным по глубине бездарности, а порой и внешней отвратности провалам, типа "Папы" (2004) Владимира Машкова, "Ночного дозора" (тоже 2004) Бекмамбетова или, прости господи, "Трудно быть богом" (2013) Германа. Но уже не особо хочется это делать...
Tags: Искусство, История, Реставрация, Россия
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И. Ульянова (Ленина), ещё…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Фильмы Балабанова - яркое событие. "Брат", "Брат-2", "Война"
Да, я помнил про них и один из них даже смотрел. Но не запомнил из него абсолютно ничего. Поэтому и сказать нечего.

domesticis_cat

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

Deleted comment

olgushka_f

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

uhursumov

11 months ago

Барышня-крестьянка
Ворошиловский стрелок
Фильм, с одной стороны, паразитирует на советских ценностях, с другой, ненавязчиво втюхивает ценности "святых девяностых". Такой кентавр. Поэтому ни хвалить, ни ругать его неохота - не поймут.

snegsever

11 months ago

maysuryan

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

leo_80

11 months ago

maysuryan

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

maysuryan

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

maysuryan

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

gordeich74

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

maysuryan

11 months ago

misha_panda

11 months ago

maysuryan

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

Deleted comment

Смирится надо, что не умели, не умеют и не будут уметь снимать кино в России. Литература будет, кино нет ---- в одной строчке соврать 2 раза !
в СССР умели снимать и ещё как , а вот в рф - никто не позволит
снимать хорошее кино . закон рынка . голливуд не потерпит конкурентов . да и литературы никакой нет и никогда не будет .
ибо покупать её некому и не на что .

Deleted comment

old_barsuk

11 months ago

Deleted comment

old_barsuk

11 months ago

anna_shibeko

11 months ago

mila_ml

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

misha_panda

11 months ago

leo_80

11 months ago

pavel_herc

11 months ago

А мне "Ирония судьбы - 2" понравилась, именно как памятник своему времени.
не знаю уж чем там понравилась "ликвидация" то особо . хотя кому как .
мерзкое кино по своей сути .
исаев будет лучше . при всей своей булкохрустости во 2 части .
мне вот понравился сериал в 3 сериях " и была война " 2009года .
там даже панин прекрасен и особист не мучает главного героя ,
а премирует тушёнкой .
вот интересно - осмелится хоть кто-то теперь снять что-то про войну и про советское время вообще без особиста\чекиста\итп?

Я за свою жизнь в СССР особиста видел один раз в жизни, в армии, когда он проводил беселду, что фотографироваться на фоне любых самолетов можно - только так, чтобы не было привязки к местности. Больше в жизни в СССР даже с милиционерами не общался.

old_barsuk

11 months ago

anna_shibeko

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

Не могу не поделиться, в самолете решил посмотреть Трудно быть богом. Досмотрел из принципа, но вслух не выдержал и исплевался мой сосед, который краем глаза смотрел че там у меня происходит.

За Остров я бы чутка вступился. Литературная основа - говно, было дело, читал. Лунгин - такое же оно. А вот в сумме получилось не 2 говна, а просто хорошее кино

Александр. Странная позиция, что костюмированные фильмы о средних веках вредны прославлением феодализма. Так давайте и Дюму запретим. Это не защита наших экранизаций. По мне, это слащавая конфетинка. По сравнению с французской де Монсоро, как детский утренник. Или я не так Вас понял?
Конечно, многое зависит от состояния общества. Но вообще внешняя красота феодальных костюмов, декораций, манер, всевозможных "марлезонских балетов" заставляет зрителей вольно или невольно "проникаться" феодальными ценностями. Так было даже с советскими фильмами о тех временах, по которым всё-таки рассыпаны аккуратные "шпильки" против титулованных и коронованных особ. Что уж говорить о нынешних фильмах...
Запрещать Дюма я не предлагаю, конечно. Но надо бы такому прославлению, вольному или невольному, противопоставлять что-то иное - например, фильмы о жизни крестьян, трудящихся в монархические и феодальные времена, о войнах, пытках и прочих "прелестях" того времени. Типа противоядия. А не только "балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки". Потому что было многое в ту эпоху, в этот список не вошедшее. И даже самое существенное.

mamburu_500

11 months ago

maysuryan

11 months ago

mamburu_500

11 months ago

old_barsuk

11 months ago

Sunny

11 months ago

mamburu_500

11 months ago

А как Вам "Железная пята олигархии"? Я также как в "Окраине" вижу элементы постмодернизма, игры в то, что в 90е создателям казалось далеким от жизни, неактульным итп., но герой-современный революционер показан с симпатией, поэтому фильм запомнился.
Не смотрел пока, к сожалению.
"ликвидация" -это именно то кино которое хочется-смотреть и смотреть-а как они эти враги народа умудрились снять это прекрасный сериал -это ошибка для них ,и кто эту ошибку создал ?
Ну, там Меньшов, например, в роли маршала Жукова участвует, а он вроде просоветских убеждений. Помню, как он негодовал по поводу награждения фильма "Сволочи".

domesticis_cat

11 months ago

katzkaufmann

11 months ago

sedov_05

April 9 2019, 11:39:27 UTC 11 months ago Edited:  April 9 2019, 11:40:15 UTC

тотальный регресс советского кино начался не в 90-е, а в самом начале 70-х. Недаром так потом носились с "Иди и смотри" (1986) - довольно слабым фильмом, вызывающим скорее недоумение, чем чем какие любые другие чувства. Даже этот, на троечку фильм, на общем фоне был признан шедевром.

katzkaufmann

April 9 2019, 11:48:16 UTC 11 months ago Edited:  April 9 2019, 11:48:55 UTC

Конечно было снято много откровенной фигни (намного больше чем в СССР), но было и нормально кино.
О ВОВ и на околовоенную тему: В августе 44, Звезда, Вор, Кукушка, Остров...
Из комедий: Охота на пиранью, ДМБ, Особенности национальной охоты, Пыль. Настя (классическая данелиевская добродушная комедия о 90х )...
Ширли-Мырли по-моему наоборот - редкостное гуано.
Охота на пиранью - так это комедия была? а где смеяться?))
зы: Исакова зачетная там, молодец.

katzkaufmann

11 months ago

anna_shibeko

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

> чёрное дело, которое начинали ещё советские фильмы вроде "Мушкетёров" Юнгвальд-Хилькевича. То есть превозносит и романтизирует феодальные ценности и отношения

Не соглашусь. Так можно всю мировую культуру до 1917 года признать вредной (за редкими исключениями) - ведь у них не было социализма. Сразу вспоминается, что в первые годы Советской власти и Пушкин был развенчан, и Достоевский, и Есенин - всё, мол, сплошь реакционеры классово чуждые.

Дело в другом. "Мушкетёры и красавицы с юнкерами" обретают высшую власть над умами, когда нет достойных примеров в настоящем. В 30-е годы такие примеры были. И дети играли в Чкалова, Будённого, Чапаева, в героев-полярников ничуть не меньше, чем в д'Артаньяна. Меняться ситуация стала в 60-е - 70-е годы, когда социалистическая идеология стала разлагаться, ибо вместо героизма люди видели вокруг сплошное лицемерие.
Дело не в отсутствии или наличии достойных примеров, а в классовых интересах. Нынче на Украине славят Бандеру от недостатка достойных героев, что ли? Нет, а потому, что нынешнему правящему классу соответствует ТАКОЙ "герой".

leo_80

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

leo_80

11 months ago

misha_panda

11 months ago

leo_80

11 months ago

misha_panda

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

leo_80

11 months ago

olgushka_f

11 months ago

leo_80

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

misha_panda

11 months ago

leo_80

11 months ago

о вкусах спорить всегда завлекательно.
Особенности национальной охоты, Бригада и Мастер и Маргарита Бортко - это то, что на вскидку для меня лично "золотой фонд" российского кино 90х и нулевых. Для меня они останутся то, что называется - культовые.
Упасть вверх, Страна глухих, Остров и Мы из будущего - тоже очень неплохи.
А мне фильм "Мастер и Маргарита" не понравился. Ну, вроде снят добротно, и актёры все хорошие (даже при том, что о роли любого из них в этом фильме не скажешь, что это лучшая или одна из лучших ролей этого актёра). Но до книги сильно не дотягивает. Воланд в фильме слаб, он там какой-то рыхлый, без энергии. И город, который у Булгакова живой, в фильме выглядит странно, не соответствует тому времени. Это сейчас центр города пустой, практически без горожан. А в то время центр был очень плотно заселён, все квартиры были коммунальными. Соответственно, и народа всегда на Патриарших Прудах было много. И на лавочках полно людей, и просто так дети бегали. А в фильме - пустой сквер, пустые переулки. Для меня это как-то странно всё выглядит, неестественно. А в романе - смесь естественного, обыденного и сверхъестественного, и это важно.
Экранизация романа "Идиот", которую тоже Бортко снял, мне больше понравилась. По-моему, это тоже удачный фильм.

anna_shibeko

11 months ago

volfgang_46

11 months ago

вот тут все срались -а вопрос все же остался на повестке дня -а трудно ли быть богом ? и на него не кто так и не ответил
По-моему говно-вопрос: трудно быть никем, а богом легче всего :)

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

domesticis_cat

11 months ago

pomidorovgmbh

11 months ago

misha_panda

11 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →