
Что скажет обожатель благословенной РКМП, увидев этот портрет кисти известного русского живописца Ивана Кузьмича Макарова (1822—1897), написанный 160 лет тому назад, в 1859 году? Наверное, вздохнёт и изречёт что-нибудь из серии "балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки. Эх, и какую красоту порушили проклятые большевики!".
И напрасно, ведь эти похожие на разряженных куколок изящные дворянские дети с портрета 160-летней давности — Мария и Софья Перовская. Да-да, справа на картине в жемчужном ожерелье — та самая Софья Львовна Перовская, которая взмахом своего белого платочка 1 (13) марта 1881 года подала сигнал метальщику бросать бомбу в карету царя Александра II. А сегодня, 15 апреля — день её казни.
Стоит задуматься — как же так получилось, что воспитанные в дворянской холе и неге дети уходили в революционеры и зачастую расставались с жизнью на каторге или эшафоте. Например, все достигшие взрослого возраста дети дворянской семьи Ульяновых полностью ушли в революцию — старший сын, как и Софья Перовская, стал народовольцем, остальные — большевиками. Почему так происходило? Или, как спросил бы любой мещанин-обыватель: "Чего им ещё не хватало?". Да потому и уходили, что лучшие представители даже правящего дворянского класса ясно видели его обречённость. И покидали "Титаник", полным ходом идущий на айсберг. Не хватало же им осмысленности существования, поскольку жить ради того, чтобы есть, пить и развлекаться — нынешний отреставрированный общественный идеал — казалось им абсолютно пустым. Та же Софья Перовская говорила: "Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придётся лечь на нём, но сделать его надо".
А до революции 1917 года в апреле 1881 оставалось ещё долгих 36 лет...

Семья Ульяновых (раскрашенное фото). Слева направо, стоят: Ольга, Александр, Анна; cидят: Мария Александровна c дочерью Марией на руках, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир.
Journal information